ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ

Данная антология чрезвычайно значима с точки зрения освидетельствования всего комплекса взаимоотношений между технологически ориентированными науками о жизни и искусством, которое апеллирует к технологиям подобного рода, сопровождая их необходимым критическим комментарием. У сегодняшнего читателя появилась возможность проследить за тем, как меняется отношение к понятию Природы и "природного", созданного человеком, равно как у последующего поколения художников и теоретиков - оценить динамику этих изменений.
Алан Дорин, директор Центра электронных искусств Университета Монэш (Клейтон, Австралия)

Важность этого проекта заключается в том, что он сфокусирован на социальном и эстетическом влиянии, оказываемом науками о жизни на общество в целом.
Биргит Рихард, теоретик искусства, приглашенный редактор журнала "Kunstforum International"

Если сегодня жизнь воспринимается уже не как естественное событие, как судьба, как воля Фортуны, но, скорее, как искусственно производимое и организованное время, то тем самым жизнь автоматически политизируется, поскольку технические и художественные решения, относящиеся к переустройству жизни, всегда являются в то же время и политическими решениями. Искусство, рождающееся в этих новых условиях биополитики - в условиях искусственно оформленной жизни - не может не делать эту искусственность своей неизбежной темой.
Борис Гройс, профессор кафедры философии, искусства и теории медиа Академии дизайна (Карлсруэ, Германия)

Создание организмов с помощью искусственного отбора или трансгенных технологий подразумевает под собой безусловную ответственность автора за дальнейшую судьбу, как этих произведений, так и окружающей среды. Безопасность созданного организма ни при каких обстоятельствах не может быть принесена в жертву ради искусства.
Брендон Балланже, художник, США

Принципы искусственной жизни и интерактивные свойства художественного произведения заставляют менять наши представления об искусстве, включая в новую более медиальную реальность фактор личности, понятие разнообразия, специфику природных процессов, а также сами наши представления об искусстве и жизни. Отныне произведение искусства может считаться "самостоятельной живой системой", иллюстрирующей отношения и взаимодействия между сущностями реальной и искусственной жизни.
Криста Зоммерер, профессор Института медиаискусства и науки IAMAS (Гифу, Япония)

Антология "Biomediale" - исключительный вклад в формирование критического дискурса и лексикона современных направлений биотехнологий. Поскольку сегодня глобальная капиталистическая система для удовлетворения своих нужд вплотную приблизилась к необходимости переустройства органического мира на молекулярном уровне, такое издание как "Biomediale" предлагает перспективный критический инструментарий, располагающийся вне риторики корпоративной утопии и экологического реакционизма.
Ансамбль критического искусства, США

…внимательнее осмотревшись, вы поймете, что необходимо по-новому взглянуть на окружающий мир
Дэвид Кремерс, художник, исследователь, США

Публикация данной книги в России имеет огромное значение для развития трансгенного искусства как нового международного направления и может послужить поводом для очередного витка общественных споров о роли биотехнологий в современной культуре.
Эдуардо Кац, заведующий кафедрой искусства и технологий Школы искусств Чикагского художественного института (США)

Проблемы, которые ставят перед собой биотехнологии, выходят за рамки их рассмотрения научно-исследовательским сообществом, фармацевтикой и медициной; биотехнологии тесным образом связаны с развитием научно-технологического подхода в культурной практике, политическими и этическими аспектами человеческого существования, а также вопросами свободы образования и открытой публичной дискуссии. Проект Biomediale - серьезный шаг на пути признания универсальности биотехнологического дискурса в современном обществе.
Юджин Такер, профессор кафедры новых технологий Школы литературы, коммуникаций и культуры Технологического института (Джорджия, США)

Нельзя преувеличить важность этого проекта. "Современное общество и геномная культура" - ни много ни мало как воплощение искусства, основанного на принципах эволюции.
Джордж Гессерт, художник, США

Новое направление биологического искусства (или как мы предпочитаем именовать его - искусства влажной биологии) нуждается в антологии именно такого рода. Несмотря на то, что ранее предпринимались немногочисленные попытки фиксации деятельности современных художников, работающих в области биологии, данное издание, на наш взгляд, является наиболее внушительным, поскольку включает авторов, апеллирующих в своих работах к различным аспектам и возможностям современной биологии и генной инженерии.
Йонат Цурр, Орон Каттс, художники, исследовательская лаборатория "SimbioticA" Школы анатомии и биологии Университета Западной австралии (Перт, Австралия)

По мере развития самой технологии и понимания сути генетики художники будут более обстоятельно осваивать технический инструментарий и овладевать набором методов молекулярной генетики и биологии. В ближайшем будущем уже появятся художественные произведения, созданные на основе нескольких генов и даже генома в целом.
Джо Дэвис, художник, сотрудник лаборатории Александра Рича биологического факультета Массачусетского технологического института (Кембридж, Массачусетс, США)

Мы живем в эпоху генных технологий, позволяющих нам как в зеркало взглянуть на самих себя и свои ценностные ориентиры. Я глубоко уверена, что эта чрезвычайно своеобразная международная антология по мере своего воплощения даст возможность читателю в полной мере оценить тот масштаб влияния, которое оказывает развитие биотехнологий на современное общественное сознание.
Кетлин Роджерс, преподаватель на факультете искусства и информации Института искусств и дизайна ( Фэрнхэм, Великобритания)

Разумеется, коммуникация с другими видами природной жизни должна быть продолжена. Но не свидетельствует ли практика приручения животных, зоотехника, исследования сознания животных, поиск параязыков и внеземная биология о непреодолимой потребности человечества в наличии другого - представителя(ей) видов, порожденных другой жизнью?
Луи Бек, исследователь, советник Министерства культуры Франции, эксперт Совета Европы по вопросам новых технологий.

Можно сказать, что антология "Biomediale: Современное общество и геномная культура" является важнейшим вкладом в области междисциплинарных наук, который окажет значительное влияние на международное художественное сообщество. Роль биологии и геномики будет столь же значима в современном искусстве, как и роль геномики в современной науке.
Марк Бедо, профессор кафедры философии Риид Колледжа (Портленд, США)

На сегодняшний день биология и биотехнология находятся в ряду наиболее актуальных сфер человеческой деятельности. Впервые на примере этой антологии нам предоставляется возможность оценить влияние, оказываемое биологией на современное искусство.
Марта ди Минизиш, художник, сотрудник исследовательской программы Королевского колледжа науки, технологии и медицины (Лондон, Великобритания)

В наступившем столетии со стороны культуры непременно последует ответ на развитие таких дисциплин, как биотехнология и генетика, поскольку именно они в максимальной степени затрагивают социальные, этические и философские аспекты современной жизни. Научно-исследовательские лаборатории больше не могут оставаться вотчиной этих дисциплин; они должны стать частью более широкого дискурса культуры. Поэтому я с большим уважением отношусь к работе над изданием этой антологии, которая без сомнений послужит стимулом в дальнейшей работе художников и теоретиков.
Мелентий Пандиловски, директор Центра современного искусства (Скопье, Македония)

Геномная культура представляет собой игру противоборствующих мифологических (художественных) матриц демаркации "своего" и "чужого". Матрица технологического прогресса локализует угрожающие образы "чужого" на уровне интимных механизмов наследственности, предлагая защиту в многообразии средств технического контроля. Экологическая матрица (дополненная биоэтической) навязывает альтернативную структуру, локализуя угрожающее "чужое" в самом желании технологического контроля. В этой игре "космос" и "хаос", "свое" и "чужое" постоянно меняются местами, становятся предметами символического обмена и символической подмены.
Павел Тищенко, преподаватель кафедры философии, Московский государственный Университет (Россия)

Новая Империя сегодня водружает свой флаг на генетическом побережье. На этом флаге красуется знак "TM" - торговая марка - единственная "истина" этой Империи. Только на этот раз туземцы не будут столь молчаливы - они будут медленно кружить вокруг Колумба, пока тот молится и, в конце концов, вышвырнут его обратно голым, сохранив ему только его собственные гены.
Рикардо Домингес, медиахудожник, директор сетевой ассоциации "ThinkTank" (Нью-Йорк)

Едва ли можно переоценить значение данной антологии. Благодаря профессиональной работе художников, инженеров и ученых в современной культуре назрел переломный момент, когда меняется представление о человеке, природе Разума, а также о способах адаптации окружающей среды к новым формам коммуникации и социального взаимодействия.
Рой Эскотт, директор Центра прикладных исследований в области интерактивных искусств Университета Уэльса (Великобритания)

Сегодняшний день - чрезвычайно интересное время для искусства. Связь искусства и новых исследований может ускорить процесс переосмысления идей "бессмертного" искусства. Возможно, нам понадобится наделить слово "шедевр" новым значением. Думать о шедевре как о произведении искусства, которое отражает культурный момент, или как о произведении, которое реагирует на культурный разрыв, выраженный в исследовании, и использует волшебство искусства, чтобы объяснить, что он значит, и узнать, к чему он может вести.
Стивен Уилсон, профессор кафедры искусств Университета Сан-Франциско (Калифорния, США)

Очевидно, что цифровые технологии и биогенетические науки начинают оказывать глубокое влияние на восприятие и репрезентацию наших тел, нашей сексуальности, гендера, расы и этнической принадлежности; на то, как мы осмысляем и представляем нашу "человечность". Фактически сама идея "существа человечности" подвергается сомнению описанными выше переменами. Эти изменения ставят захватывающие и тревожащие вопросы перед современным обществом и художником, заставляя последнего избирать различные стратегии сопротивления технологическому напору системы вплоть до открытого ей противостояния.
SubRosa, активисты киберфеминизма

Социальные требования, порожденные революционным развитием в области репродуктивной медицины и генной инженерии, являются в то же время вызовом, брошенным многим художникам, и, приняв этот вызов, они отвечают на него по-разному. То, что при этом мотив гибрида оказывается особенно пригодным для обсуждения и переработки формальных и творческих возможностей современной биотехнологии, вполне очевидно. Однако то, что в первую очередь изменяется, это не способ изображения химер, а использование определенных сред (медий), совершенствование преобразований и дискурс созданных образов.
Свен Дрюль, профессор Университета им. Гете (Франкфурт-на-Майне, Германия)

Современное актуальное искусство экспериментирует на тех путях, которые уже названы наукой тупиковыми, т.е. ведущими к хаосу. В том и цель этого новейшего опыта искусства, чтобы восстанавливать и предъявлять публике утраченное чувство хаоса и беспорядка. Современное искусство стало чем-то подобным лженауке, ставящей эстетическое переживание события выше его истины, но тем самым предъявляющей науке ею вытесненную утопию как исполнившуюся.
Валерий Подорога, заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН (Москва, Россия)

Только мичуринская и лысенковская биология могла при культивировании растений одного вида надеяться на появление у них особенностей другого вида. И как невозможен переход от такой биологии к генетике, так же невозможно, развивая теорию и практику устоявшихся форм современного искусства прийти к формам, адекватным ситуации сегодняшнего и завтрашнего дня.
Дмитрий Булатов, куратор Государственного центра современного искусства (Калининград, Россия)

Помимо самой своей оригинальности , эта антология касается весьма актуальной и на данный момент даже болезненной темы, болезненной и актуальной не только для искусства, но и для всей мировой культуры - трансгенетических изменений; и в дальнейшей проекции еще более широкой и общей проблемы - новой антропологии. Как художественных, так и культурно-философских исследований в данной области до сей поры было весьма немного, а в России, так и вовсе, этот проект - пионерский.
Дмитрий Александрович Пригов, поэт, лауреат Пушкинской премии

Как-то спокойнее, когда такими технологиями занимаются не только лояльные трудоголики из частных и государственных корпораций, но и безбашенные богемные художники. Хотя бы потому, что вторые стремятся рассказать о своих работах как можно больше, чем радикально отличаются от первых.
Леонид Левкович-Маслюк, зам. Главного редактора еженедельника "Компьютерра" (Москав, Россия)



BIOMEDIALE     ENGLISH

СОДЕРЖАНИЕ:

Персональные рецензии
Рецензия книжного дайджеста БИБЛИО ГЛОБУС
Рецензия журнала "Новый Мир Искусства"
Рецензия журнала "Что Нового в Науке и Технике"
Рецензия "Художественного журнала"
Рецензия журнала Kunstforum на антологию "Biomediale" [нем.]
Рецензия журнала Компьютерра на антологию "Biomediale"


Написать письмо автору




© кф гцси. дизайн и программирование - евгений паламарчук