ЕСТЕСТВО КАК ИСКУССТВО
Данила Давыдов

Biomediale: Современное общество и геномная культура / Сост. и общ. ред. Д. Булатов
Калининград: Государственный центр современного искусства; Изд-во "Янтарный сказ", 2004. - 500 с.
ISBN 5-7406-0853-7.

Калининградский (кёнигсбергский) художник и неутомимый деятель на ниве расширения нашего знания о стратегиях прекрасного, Дмитрий Булатов предлагает искушенному читателю уже четвертую антологию материалов, связанных с нетрадиционными искусствами. Предыдущие три были посвящены эмбриональным, так сказать, видам искусства, порожденным словесностью совместно с музыкой (саунд-поэзия) и изобразительным искусством (визуальная поэзия).

Новая книга, по причинам, которые станут ясными ниже, не снабженная образцами творчества участников, посвящена иному гибриду, на сей раз выводящему нас из разговоров о чистом искусстве (да и возможно ли таковое в наше мутное время?). Скрещиваются на сей раз уже само искусство в целом - с наукой, точнее - с генетикой.

Пытливый человеческий ум готов эстетизировать что угодно. Приходилось где-то читать о необыкновенной, ни с чем не сравнимой красоте ядерного гриба. Но это не в осуждение скрещивателям генома с художественной практикой.

Книга посвящена разного рода практикам, находящимся на грани науки и искусства. Точнее, создающим искусство руками науки. В основном, речь идет о создании организмов, не существующих в природе.

И здесь нет ничего удивительного. Многие тысячелетия человек, приручая животных, одомашнивая растения, занимался селекцией, создавал несуществовавшее дотоле. Но лишь в XX веке мы сталкиваемся с практикой биоконструирования как осознанного эстетического жеста (именно осознанного - ибо не обусловленное хозяйственно, имеющее целью лишь создание прекрасного - создание, например, новых сортов всяческой растительности происходило многие столетия). Это связано во многом с самим характером искусства модернизма и постмодернизма. Постепенное размывание объектности, девальвация традиционных представлений (кстати, концептуально заложенная в них самих), наконец, неразрешимый вопрос о ценностности, - всё это сопутствовало художественной практике XX века (и, между прочим, с наступлением нового тысячелетия никуда не делось). Что есть искусство, а что естество - ныне отнюдь не просто различить. Является ли занятно изогнутый корешок предметом эстетики? И если да, то только ли он предмет эстетической рефлексии, либо самоценный эстетический объект? Между прочим, ответа эстетика как наука так и не дала. А это лишь простейший пример...

Именно из этой релятивистской картины вырастают те новейшие виды искусства, рассуждениям о которых и посвящен рецензируемый том. Здесь речь - не столько о механизмах порождения новых биологических ("влажных") объектов, сколько об их символической значимости: "В сложившихся условиях одной их возможных стратегий художников "влажно-технологических" направлений является изыскание не того, что искусство тоже может, но того, что может только оно. Это выражается в перенесении своей деятельности с производства "влажных" биообъектов (чем, собственно, занимается наука и биопроизводство) на исследование условий порождения "влажного" искусства. В частности - на тот момент, когда художественный биообъект теряет свою утилитарную функцию, придающую ему действительную целесообразность, а, следовательно, и "прогрессивистскую" убедительность. В результате такого подхода "влажный" биообъект и соответствующая ему та или иная биологическая технология должны сначала потерпеть неудачу, чтобы затем быть эстетизированными, должны утратить практическую ценность, чтоб в дальнейшем получить ценность художественную" (Д. Булатов; курсив автора).

Две основные стратегии биоконструкторного искусства назвываются Ars Genetica и Ars Chimaera.

Первое - в сущности, эстетизация обыкновенной селекции. Работа с существующими видами. Концептуализация реальности. Здесь мы особенно ярко наблюдаем механизмы действия современной культуры, придающей статус художественного волюнтаристически выделенному объекту.

Второе поражает именно характером объектности. Искусство химер, по сути, есть искусство несуществующего (но, заметим, могущего существовать благодаря самой структуре природы). Самый знаменитый проект в этой рубрике - крольчиха-альбинос по прозвищу Альба, произведение бразильца Эдуардо Каца. Она флуоресцирует в синем или ультрафиолетовом свете. Технически это - не уникально. Важна концепция: "монструозность" Альбы не есть нечто, навязанное бытию, свечение ее заметно лишь при определенных (специфических) обстоятельствах. По сути дела, речь идет о свободе, о том, что генетическое предопределение не может полностью навязать существу modus vivendi.

Самый, пожалуй, впечатляющий, проект здесь - крылья свиньи. Получены из стволовых клеток свиного костного мозга, выращенных на биорассасывающихся полимерах по форме крыльев птерозавра. Авторы: И. Цурр и О. Каттс. Сделано в Австралии. Просто крылья, без свиньи. Изящная автопародия, вопрос о релевантности трансгенного искусства.

Сам составитель работает над флуоресцирующим кактусом, не простым, а психоделическим, ритуально поедающимся индейцами. В результате должен получиться тираж галлюциногенов, которые сами галлюцинируют...

В книге, впрочем, не только описания реально созданных монстров. Здесь и рассуждения о монстрах мифологических, и отчеты о разного рода компьютерных проектах, в рамках которых имитируется биоповедение, и, наконец, думы об этичности такого рода искусства. Ценность этой книги велика - подобной антологии материалов о самой, пожалуй, экстремальной области изящных искусств, мы дождемся не скоро, а ведь практики такого рода не стоят на месте. Стоит быть готовым к тому, что экспонат на вернисаже может зашипеть на вас, прыгнуть и укусить.

Опубликовано в журнале "БИБЛИО ГЛОБУС" # 7, июль 2005 г.





BIOMEDIALE     РУССКИЙ

CONTENTS:

Personal reviews
THE BIBLIO GLOBUS book digest review [Rus]
THE NEW WORLD OF ART magazine review [Rus]
WHAT'S NEW IN WORLD OF SCIENCE AND TECHNICS magazine review [Rus]
ART MAGAZINE review [Rus]
KUNSTFORUM magazine review [Ger]
COMPUTERRA magazine review [Rus]


Author's e-mail




© кф гцси. дизайн и программирование - евгений паламарчук