К ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА ВРЕМЕНИ: ПОХВАЛА РЕДАКТОРУ
Александр Плюснин

BioMediale. Современное общество и геномная культура. Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, "Янтарный сказ", 2004. 500 с.
ISBN 5-7406-0853-7.


Когда в названии произведения минимум два слова из пяти требуют развернутого комментария и мысль критика поневоле лавирует между Сциллой беспомощной реферативности и Харибдой собственной (предвзятой) точки зрения, поистине тихой заводью становятся непосредственная чувственная достоверность книги, ее фактура, мастерство и прилежание издателей.

Скажем прямо, редакционная работа Дмитрия Булатова оказалась выше всяких похвал. Изданный англо-русской билингвой, снабженный не только библиографией, но и, о чудо, тематически сгруппированной веблиографией, том явно рассчитан на просвещенного и искушенного в науках читателя обеих Европ, Напечатанная на хорошей бумаге, с иллюстрациями, с цветной "Галереей влажного искусства", книга доставит массу удовольствия всем ценителям, любителям и профессионалам современных искусств. Наконец, подборка авторов репрезентативна во всех отношениях. Видные ученые, крупные философы, ставшие классиками художники - все они авторитетны, и почти всем им есть что сказать о том, о чем эта книга.

Так о чем же она? О новом культурном вызове. "По опыту различных революционных течений в искусстве двадцатого столетия... мы знаем, что культура, дабы каждый раз возобновлять себя в новых условиях, постоянно нуждается в производстве помимо своего еще и своего чужого", - этот классический тезис, не тезис даже, но наблюдение, станет своеобразным ключом при первом приближении к "геномной культуре".

Сегодня все связанное с генетикой, клонированием, биотехнологиями с легкой, невидимой руки СМИ предстает новой terra incognita, где сильных духом ожидают невиданные богатства и баснословные опасности. Сегодня забеременевшая с помощью вспомогательных репродуктивных технологий женщина 68 лет родила двойню. Сообщают, что роженица чувствует себя прекрасно, чего не скажешь о ее детях, из которых один уже умер. Также стало известно, что теперь можно искусственно синтезировать споры сибирской язвы, и вопрос только в том, кто первый этим воспользуется: террористы или их противники. Поистине незлобивой насмешкой мирового духа выглядит то, что взрывное развитие био- и генных технологий в первую очередь стало вызовом для самой науки.

Двоякого рода кризис подстерегает науку в ситуации геномной культуры. Уже пресловутая расшифровка генома человека была, по сути, гонкой вычислительных машин. Но, когда даже проектирование и первичная интерпретация эксперимента доверены микропроцессорам, та наука, к которой мы привыкли, но которой, возможно, никогда не было, поневоле стоит под вопросом. Другая сторона - постоянное давление питаемых журналистским невежеством страхов и принципиально не оправдываемых ожиданий, возникающих в умах, коль скоро речь заходит о биотехнологиях.

Именно так - сциентистски - выглядит первая часть антологии с говорящим названием "Мастерская". Здесь ведущие отечественные генетики, биологи, биофизики, трансплантологи дают читате лю адаптированную панораму переднего края науки. Если же кто забыл, что такое нейрон или полимеразная цепная реакция, - он к вящей славе редактора может освежить память в глоссарии в конце книги. Однако эта глава ни в коем случае не необязательное предисловие к основному корпусу. Своеобразным синтезом выглядят тексты профессионального юриста и философа-биоэтика. Но если первый только демонстрирует традиционный абсурдный стиль "научного" дискурса власти ("к занятию генно-инженерной деятельностью допускаются граждане, профессиональная подготовка которых соответствует требованиям правил безопасности проведения генно-инженерных работ"), то второй служит действительным переходом ко второй главе сборника - "Форуму".

Оказывается, целый ряд критических дискурсов может быть продолжен и в эпоху господства генной инженерии. В своих политических манифестах и художественных акциях "Ансамбль критического искусства" и коллектив "subROSA" демонстрируют это на примере классовой теории и киберфеминизма соответственно. Но существует еще один мощный источник смыслов - представления "простого человека", или, что то же самое, science fiction. Наглядно дистанция между "влажными", то есть собственно биологическими технологиями и представлениями о них видна на иллюстрациях к текстам. К статьям ученых приложены фотографии микроскопов, пробирок и вычислительных центров. Люди представлены здесь в качестве инстанции надежного контроля и власти над стихиями. "Не надо бояться человека в белом халате", - как бы говорят нам эти изображения. Обратная ситуация у многих теоретиков культуры, чьи тексты обрамлены напряженными фигурами в костюмах химзащиты, проводящими какие-то манипуляции у непонятных агрегатов, и кадрами фильма "Чужой IV". Впрочем, именно этот фильм демонстрирует в действии малый аналитический набор. Демоническая женская сексуальность противопоставляется стерильности и мужественности лаборатории, где теперь самостоятельно возникает новая жизнь. Так научная фантастика вновь становится самым консервативным из искусств, с успехом продолжая тысячелетнюю традицию Ars chimaera, кстати, изложенную Свеном Дрюлем. Но кажущийся диссонанс свидетельствует не о роковой неадекватности гуманитариев "физикам", но о том, насколько велико различие между исследуемыми реальностями в том и другом случае.

Высокое искусство составления сборников состоит в тонком умении из несвязных текстов противоречивых авторов создать единое произведение. И, надо сказать, Дмитрий Булатов овладел этим искусством в совершенстве. Перед нами не просто объединенная общей темой "геномной культуры" (мы до сих пор не знаем, что это такое) антология, но цельный, обладающий собственной жизнью и интригой нарратив. И до сих пор связность моего текста проистекала из связности внутренней структуры "BioMediale". Но вот, не дойдя до половины книги, я обнаружил, что движение эстетического духа завершается топологическим переходом "от биополитики к биоэстетике".

Весь последующий контент целиком (почти целиком) занят захватывающим описанием и самоописанием генетически модифицированного/модифицирующего искусства. Первопроходцы био-арта (Марта ди Минизиш, Эдуарде Кац, Ионат Цурр, Рой Эскотт...) помещают собственные перформансы, скульптуры, инсталляции в стремительно растущую среду "влажного искусства". Делятся виртуальными, социальными и генетическими методами творчества. Поражают воображение, провоцируют на размышления и действия, раздражают тактильно и эстетически словом, катализируют умственное брожение.

Формально "влажное искусство" подразделяется в антологии на четыре "жанра": Ars genetica, связанное с получением живых существ с программируемыми и наследуемыми эстетическими свойствами, Искусство ткани, культивирующее в лабораторных условиях различные живые ткани и целые органы (так называемые "полуживые скульптуры"), Ars chimaera - конструирование новых существ и еще один большой спектр художественных исследований, занимающихся "сухим", "силиконовым" моделированием эволюционных процессов и жизни (Искусственная жизнь, Генеративное искусство и др.). Проблемы и перспективы каждого направления изложены доходчиво и с картинками. Здесь редактор, возможно, осознанно, нарушил основное правило современности: ставить дату после каждой фразы. Лишь некоторые статьи "BioMediale" были специально подготовлены для сборника. Какие-то тексты не раз уже встречались даже и в отечественной печати. Однако отсутствие навязчивой хронологии в той же степени мешает классическому схематизму, как и вариабельность художественных проектов, с трудом помещающаяся в жанровое разнообразие.

Геномному искусству оказываются гораздо ближе пробирки и чашки Петри, чем кисти и прямая перспектива. Можно сказать, что современный художник не ищет и не находит, но экспериментирует и анализирует. Так новое искусство делает шаг в сторону от того самого "большого лингводискурса", о преодолении которого говорят, говорят... Однако если сегодня художник создает флюоресцирующего зеленого кролика, то он знает, зачем он это делает. То, что Геномное искусство не угрожает решить проблемы общества и одновременно находит силы и способ задавать ему не политкорректные вопросы, только прибавляет шарма.

Как ни странно, "геномная культура" не является знамением времени. Если "Химерное искусство" в том или ином литературном, живописном виде мы встречаем, начиная с древнеегипетской мифологии, то генетический отбор, имеющий притом не практический, но сакральный, эстетический и какой угодно еще смысл, едва ли не современен человеку. А коли, возможно, первым действием человека на Земле был именно жест биохудожника, нет ничего удивительного в том, что сам он, то есть мы, является продуктом и стадией собственного генетического эксперимента. Неудивительно, что многие эксперименты биотворцов направлены не на создание нового, но на восстановление старого экологического равновесия. Например, проект Тары Галанти, имеющий целью заново научить летать бабочек тутового шелкопряда.

Высокая эвокативная продуктивность, большая смысло- и текстопорождающая потенция практически уверили меня, что антологический проект Булатова - не спекуляция на горячую тему, не случайная композиция, объединенная мономанией и вкусом редактора. В то же время это и не реакция встревоженного общества на опасный вызов пионеров генома. Вкупе с экзотичным в своей литературоцентричности постскриптумом Дмитрия Пригова "BioMediale", выпирающая в своей билингвальной гибридности острыми углами художественных проектов и пульсирующими органами дискурсов, - это прежде всего конгениальный ответ художников на вызов той самой "геномной культуры", творцами и жертвами которой мы, "простые потребители художественных ценностей", и являемся. И Гегель тут совершенно ни при чем.

Опубликовано в журнале "Новый Мир Искусства" # 1 (42) 2005 г.
Фрагмент статьи находится по адресу: http://www.worldart.ru/DBases.Rus/200501/04.html#clause5



BIOMEDIALE     РУССКИЙ

CONTENTS:

Personal reviews
THE BIBLIO GLOBUS book digest review [Rus]
THE NEW WORLD OF ART magazine review [Rus]
WHAT'S NEW IN WORLD OF SCIENCE AND TECHNICS magazine review [Rus]
ART MAGAZINE review [Rus]
KUNSTFORUM magazine review [Ger]
COMPUTERRA magazine review [Rus]


Author's e-mail




© кф гцси. дизайн и программирование - евгений паламарчук