Адам Заретски ::: Биография

ЗОО-АРТ ЛОМОВОЙ ЛОШАДИ
И ЭКЗАМЕН ПО БИОЭТИКЕ

Ниже приводится документация социально-художественного исследования "Зоопарк ломовой лошади", осуществленного в четыре этапа, с сопутствующими контрольными опросами и комментариями. Одноименная инсталляция была организована Джулией Реодика и Адамом Заретски в рамках выставки "Непосредственный Взгляд" (куратор Стэйси Свайтзер) в Салина Арт-центре, Салина, Канзас с 26 января до 24 марта 2002 года*. Проект финансировался Фондом поддержки искусства, науки и техники Даниэля Ланглуа.

Краткое описание
"Рабочие лошадки" индустрии молекулярной биологии из числа живущих на земле организмов, как хорошо всем знакомые, так и не слишком известные, вызывают у нас непреодолимое желание погрузиться в контекст их существования. Когда мы говорим "погрузиться в контекст", мы имеем в виду буквальное погружение в большую кучу мух, червей и лягушек. В общем, мы это и сделали в своей инсталляции, заполнив портативный стерильный бокс наименее стерильными из возможных форм индустриальной жизни, - в боксе компании "Simplex Isolation System" размерами 8 на 8 футов разместилось все разнообразие "ломовых лошадок" молекулярной биологии, которые мы собрали для исследования правил сосуществования живых лабораторных организмов. Странным способом мы, сумасшедшие натуралисты, действовали почти так же, как часто поступает природа. Взамен любых аналитических оценок и нудных комментариев мы предложили просто насладиться биоартом как формой проявления нашей любви к слизистой, клейкой, липкой, пульсирующей, прыгающей и извивающейся, живущей и умирающей, поглощающей пищу и размножающейся Повседневной Жизни.

Общественная значимость проекта
Мы предполагаем, что значение проекта не ограничивается элементарным представлением публике суммы неких специфических организмов в инсталлированной "окружающей среде". Через демонстрацию этих существ мы хотели бы подтолкнуть зрителей к серьезному обсуждению проблем проведения исследований на живых организмах, к отысканию аргументов "за" или "против" в условиях ненавязывания стандартных ответов. Это те самые организмы, которые принимают на себя главный удар научной агрессии. Это те самые организмы, геномы которых были "расшифрованы" и "частично описаны". Они - те самые эволюционные шаблоны, по которым мы пытаемся оценить наши собственные, связанные с наследственностью, проблемы. Большая часть общества имеет весьма приблизительное представление о том, насколько сильно их собственное здоровье и будущее зависит от подобного рода исследований, фатальным образом сказывающихся на жизни этих существ.

Введение
Обсуждая этические проблемы, затрагиваемые "Зоопарком ломовой лошади", мы вторгаемся в чрезвычайно болезненную область. Множество конкурирующих между собой и зачастую идеологически несовместимых концепций вокруг проблемы варварского отношения к животным вызывают ожесточенные споры среди ревнителей общественной морали. Существует также ряд наблюдений и даже негласных предписаний относительно того, как в этих условиях должен вести себя художник. Одна из традиционных установок гласит, что эффективность артистического жеста можно измерить степенью шока, в котором оказывается каждый из зрителей.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Жизнь меняется и продолжается в любом случае, вне зависимости от официальных и неофициальных инстанций. Только в пределах ситуативной и плюралистской этики дебаты и обсуждения имеют шанс на успех. Жизнь не состоит из стандартных определений, лежащих на поверхности, - именно поэтому все нижеследующее содержит в себе больше вопросов, нежели ответов.
Итак, "Зоопарк ломовой лошади" состоял из девяти наиболее изученных и используемых в современной молекулярной биологии организмов, живущих вместе в "стеклянном доме":




Джулия Реодика, Адам Заретски. "Зоопарк ломовой лошади", 2002 г. Инсталляция в рамках выставки "Непосредственный Взгляд" (куратор Стэйси Свайтзер), Салина Арт-центр, Салина, Канзас.

Организмы
Бактерии - E. coli
Дрожжи - C. cerevisiae
Растения - A. Thaliana и местная пшеница нового урожая
Черви - C. elegans
Мухи - D. melanogaster
Рыба - D. rerio
Лягушки - X. laevis
Мыши - M. musculus
Люди - H. sapiens




Джулия Реодика, Адам Заретски. "Зоопарк ломовой лошади", 2002 г. Салина Арт-центр, Салина, Канзас.

За исключением D. Rerio, известной также как "рыба-зебра", пшеницы и дрожжей медовой культуры все организмы являлись лабораторными формами диких природных видов. Они были пожертвованы или куплены специально для проведения этого проекта; и все - за исключением местной гибридной пшеницы - были доставлены в Салина Арт-центр непосредственно от фирм-производителей транспортной компанией "United Parcel Service". Бактерии E. coli, черви и мухи поступили от "Carolina.com". Дрожжи были получены от "Beerathome.com". Растения были пожертвованы фирмой "Lehle Seeds" ("Arabidopsis.com") и Институтом землепользования, поставщиком местных сортов пшеницы. Рыба поступила из местного зоомагазина "Santa Fe Pets", заказавшего ее у продавца тропических видов рыбы во Флориде. Лягущки-альбиносы Xenopus были пожертвованы "Enasco.com". Мыши поступили от "Charles River Laboratories" (1-800-LAB-RATS). Один из "мышиных" заказов реализовался в форме новорожденных мышат с кормящей самкой, а другой подразумевал доставку беременной самки, ожидавшей родов в районе начала работы инсталляции. Сами авторы идеи - Адам Зарецки и Джулия Реодика - единственные добровольцы, должным образом информированные и официально давшие подписку об участии в проекте, выступали в инсталляции в качестве представителей биологического вида Homo sapiens (для чего мы и прилетели на коммерческом авиарейсе из Сан-Франциско).
В течение первой недели проекта все организмы жили вместе (или были заселены) в стерильном боксе площадью 8 на 8 футов, предоставленном, как уже упоминалось, компанией "Simplex Isolation". Воздух в бокс поступал через систему очистных фильтров "HEPA", гарантирующих от проникновения внутрь любых форм жизни, размер которых превышал бы 3 микрона. Конечно, все организмы были помещены в бокс в полном соответствии со стандартными условиями их существования: черви были выпущены в почву и воду, мухи - в воздух. Контроль над соответствующими средами обитания поддерживался целиком в согласии с потребностями всех организмов. Рыбы и лягушки были обеспечены водными фильтрами и аэрацией; в распоряжении растений, а также мышей и червей имелась влажная мульчированная почва, в которой последние могли рыть норы. Люди были обеспечены холодильником и электрической плиткой, а также необходимым набором продуктов.
Условия были созданы таким образом, что все организмы так или иначе могли взаимодействовать друг с другом. Фактически, такое мультивидовое взаимодействие даже поощрялось. Внутренняя архитектура инсталляции отражала интенцию авторов к совмещению имеющихся культурных представлений о способах нашего взаимодействия с "другой" жизнью. Поэтому интерьер бокса напоминал зрителю одновременно кухню, аквапарк, ферму и лабораторию вместе взятые, объединяя все это в едином выставочном пространстве. Искусственно выстроенный экспериментальный интерфейс "Земля/Воздух/Вода" по нашей логике должен был "обобществить" эти несоотносимые между собой среды для совместного в них обитания. Попытка оказалась небезуспешной, по крайней мере лягушки и мыши, как представители различных сред, были неоднократно замечены в "общении" друг с другом на границах соответствующих "интерфейсов".
Сами художники фактически присутствовали в инсталляции только в течение первой недели, с 26-го января по 3-е февраля 2002 года; при этом Адам находился в выставочном боксе круглосуточно. На протяжении этой недели художники исполняли роли ежедневно сменяющихся персонажей для того, чтобы максимально наглядно воплотить имеющиеся поп-культурные концепции существования в мире живых организмов. Мы намеренно сфокусировали свое внимание на стратегиях, посредством которых существующие в разных культурах представления о пище, развлечениях, степени "одомашненности" животных, экспериментирования с живыми существами и т.д. могут быть поставлены с ног на голову и подвергнуты оценке с разных точек зрения. В течение этой недельной "одиссеи" исполняемые роли менялись - мы пытались взглянуть на происходящее глазами следующих "персонажей":


Джулия Реодика, Адам Заретски. "Зоопарк ломовой лошади", 2002 г. Салина Арт-центр, Салина, Канзас.



Джулия Реодика, Адам Заретски. "Зоопарк ломовой лошади", 2002 г. Салина Арт-центр, Салина, Канзас.

День Первый - День Биотехнологов
День Второй - День Панк-биотехнологов
День Третий - День Биотеррористов (подразумевались аналогии равно как с "Аль-Кайеда", так и с банальными отравлениями от продуктов быстрого питания)
День Четвертый - День Пациента/Доктора
День Пятый - День Пещерного человека/Антрополога
День Шестой - День Укротителя Животных/Льва
День Седьмой - День Младенца/Матери

В течение первой недели работы "Зоопарка ломовой лошади" инсталляция стала частью глобального конвейера развлечений, в том смысле, что все персонажи проекта (включая и людей) "выстроились" в длинную очередь волонтеров Реального Телевидения, желающих стать стильными и ироничными участниками войны СМИ против права на личную жизнь. Точно так же, как в "Большом Брате", "Реальном Мире" и "Оставшемся в живых"**, мы добровольно отдали себя на растерзание камерам в режиме нон-стоп 24-часа в сутки, оказавшись в центре внимания весьма охочих до всевозможных зрелищ обитателей Средней Америки. Нас ежедневно посещали студенты художественных, биологических и психологических факультетов, ученики средних школ, местные прихожане, адвокаты, улучившие пару минут во время завтрака, члены клуба любителей готики и целые экскурсионные группы панков и фермеров. Временами нам удавалось сделать что-то действительно полезное в "общественном" смысле, например, когда у маленьких детей, посетивших "Зоопарк", появлялась возможность впервые в жизни подержать в руках или даже покормить мышь или лягушку. Конечно, дело не том, станут ли они в будущем биологами, специалистами по биоэтике или биоартистами или теми, другими и третьими одновременно - просто нам доставляло настоящее удовольствие способствовать такому контакту и такому взаимодействию.


Инструкции для следующих контрольных опросов:
Каждый из нас вправе по-своему оценивать и комментировать то сообщество людей и природное окружение, в котором мы живем. Пожалуйста, будьте в своих ответах честны и откровенны. Хотя мы можем и не согласиться с некоторыми из ваших суждений, в дебатах все же следует выслушать всех, поэтому мы ценим саму возможность узнать ваше мнение. Пожалуйста, попытайтесь ответить на каждый из следующих вопросов и попробуйте мотивировать свою точку зрения.

Опрос 1
Что вы думаете о судьбе этих организмов и изменилась ли она с тех пор, как они попали в окружение человека? Продолжает ли изменяться их жизнь сейчас, когда они превратились в элементарные предметы потребления, которые сегодня, например, можно просто-напросто заказать по почте, как это обычно бывает с любыми лабораторными организмами? Заслуживают ли живые существа подобной участи, и если нет, то какова она должна быть? Обоснуйте свою точку зрения.
Что вы думаете о самом акте пересылки живых организмов, в особенности тогда, когда этой процедуре подвергаются беременные или новорожденные особи?
Что вы думаете о существующей практике совместного размещения этих организмов и, в частности, о принудительном сосуществовании различных видов в едином пространстве? Допустимо ли проживание различных живых организмов под юрисдикцией одного вида - Homo sapiens? Почему вы так считаете?
Что вы думаете о ситуации, отраженной в настоящей инсталляции, когда в единой среде вынужденно сосуществуют представители разных видов? Чем эта ситуация отличается от обычной практики размещения животных в зоопарках или содержания подопытных организмов в лабораториях? Действительно ли в дикой природе условия заведомо лучше? Существует ли возможное решение этой проблемы? Есть ли способ определить, насколько приемлема та или иная окружающая среда? Обоснуйте свою точку зрения.
Мы предельно откровенны с вами, позволяя в деталях знакомиться с нашим проектом. В свою очередь, мы рассчитываем на подробное изложение вашей точки зрения на предложенные вопросы. Как вы можете видеть, нас интересуют не только ваши убеждения, но лежащая за ними философия.

На свободу
Самым впечатляющим элементом этого паноптикума, доставившим нам массу хлопот в течение недельного проживания внутри инсталляции, было фронтальное окно арт-центра, которое привлекало зрителей все 24 часа в сутки. Мы были главной частью уличного зрелища для любого проходящего/проезжающего мимо. Это означало, что нам приходилось терпеть и крики пьяных подростков в полночь, и утренние появления целых семейств, пытавшихся привлечь наше внимание стуком и размахиванием рук. Каждый автомобилист считал своим долгом просигналить нам так, что вскоре все эти звуки слились в единый протяжный гудок. Адам и Джулия - да, по всей видимости, и их менее "образованные" друзья по инсталляции - в полной мере испытали на себе, что значит быть предназначенными для показа животными и находиться в фокусе почти порнографического внимания, от которого нигде нет спасения. Позже, покинув инсталляцию, мы первым делом отправились к ближайшей ферме (по проселочной дороге с подходящим названием "Гамбургерский проезд") и не могли надышаться свежим воздухом, пропитанным запахом пшеницы. Было так здорово выйти, наконец, из клетки и просто стоять под солнцем у домика на краю поля...

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

С другой стороны, нельзя исключать и того, что какая-то их часть была съедена/погибла уже на свободе. В любом случае, мы считаем, что эти представители породы швейцарских мышей, в течение сотен поколений не покидавшие пределов американских лабораторий, заслужили право жить самостоятельно. Мы искренне надеемся, что хотя бы часть из них отыщет себе теплое местечко где-нибудь в центральных штатах, осуществив, тем самым, "Великую Американскую мечту" по версии грызунов. Насильственно высланные Рокфеллерами из Швейцарии в 1920-х, использовавшиеся как товар "Charles River Laboratories" - одной из главных биотехнологических компаний Бостона, вынужденные в том числе работать в качестве "художественных сотрудников", они теперь имеют достойный шанс обрести независимость в сердцевине Библейского пояса*** США … в генетически модифицированных пшеничных полях Поп-Американы … в Хлебных закромах Запада.


Джулия Реодика, Адам Заретски. "Зоопарк ломовой лошади", 2002 г. Салина Арт-центр, Салина, Канзас.

Опрос 2
Что вы думаете по поводу экспонирования животных вообще и человеческой страсти к подсматриванию в частности? Каковы особенности этих показов в связи с этическими аспектами демонстрации живых существ для их "потребления" средствами массовой информации? В основе нашей выставки лежали некоторые критические положения, подчеркивающие масс-культурную основу "Телевидения Наблюдения", эвфемистически именуемого "Реальным телевидением". Шоу вроде "Оставшийся в живых" наглядно демонстрируют (и в лучшем случае иронически) эффективность идеологии поп-дарвинизма на примере тактики продвижения бесшабашного героя вперед под лозунгом "зубы и когти в крови". Мы намеренно акцентируем этот "новый" трайбализм**** в нашей инсталляции. Как, по-вашему, сказывается влияние вездесущего и жаждущего развлечений человека на жизни других живых существ? Есть ли что-то общее между способами наблюдения - фетишизирующим в лаборатории, удовлетворяющим эстетически в случае произведения искусства и эксплуатирующим тягу к низкопробному зрелищу в условиях "телевидения наблюдения"? Являются ли субъекты изучения также объектами желания? Или они являются предметом насмешки и объектом контроля? Приводит ли жизнь под наблюдением к стрессу и страданиям? Возможно ли, что рефлексии человека, пытающегося сохранить в себе нечто человеческое в условиях, когда за каждым его шагом с интересом наблюдает общество, несут в себе какую-либо социальную ценность, искупающую его страдания, или мы попросту имеем дело с легальной формой порнографии? Пожалуйста, прокомментируйте ваши ответы на эти вопросы. Объясните, почему вы так считаете?
Как вы относитесь к тому, что лабораторные формы некоторых диких видов были намеренно выпущены на свободу (в условия, главным образом, аграрного ландшафта Канзаса)? Какие другие формы их освобождения вы предлагаете? Десять мышей, превратившись по определению в "домашних животных", могут стать жертвами плохого обращения новых хозяев; они даже могут стать пищей других домашних питомцев (например, змей). Какая-нибудь лаборатория с удовольствием бы забрала их для экспериментов, но это, в свою очередь, может послужить поводом для двойного судебного разбирательства за попытку покушения на произведение искусства и научный образец, тьфу-тьфу-тьфу... Существует ли программа реабилитации грызунов, которая в большей степени подходила бы для подготовки лабораторных животных к "свободе" внешнего мира, нежели "Зоопарк ломовой лошади"? Если мыши способны создать собственную колонию, независимую от человеческого управления и контроля, то что в этом плохого? Обоснуйте вашу точку зрения.
Насколько хорошо вы подготовлены для восприятия и оценки художественной стороны мультивидовых перформансов? Обладаете ли вы какими-либо познаниями в области истории искусств? Действительно ли биоэтика вам интересна? Не слишком доверяя разного рода экспертным оценкам, мы хотели бы спросить вас, как вы решаете для себя, что действительно является искусством, а что просто фарсом; что вы можете посчитать действием, не лишенным художественных достоинств, а что полной бессмыслицей, и являются ли эти суждения взаимоисключающими? Как вы определяете для себя, что означает быть человечным, гуманным, позитивным и справедливым? Действительно ли ощущающий свое превосходство над всем сущим человек способен создавать реальное, глубокое, гуманное, лишенное антропоцентризма, мультивидовое и справедливое искусство?




Джулия Реодика, Адам Заретски. "Зоопарк ломовой лошади", 2002 г. Салина Арт-центр, Салина, Канзас.

Пища
Вопросы питания находились в центре внимания всю первую неделю работы "Зоопарка". Все его обитатели регулярно получали готовую пищу в течение всех дней работы инсталляции, за исключением Дня пятого и Дня шестого. Адам также ел главным образом уже приготовленную и упакованную пищу - мы остановили свой выбор на некоторых видах продовольствия, прошедших наиболее емкую технологическую обработку. Его рацион включал в себя засахаренные зерна злаковых, замороженные закуски (в частности, "Hungry Man Dinners"), различные консервы вроде "Beefaroni", а также фунтовые торты Сары Ли и апельсиновую газировку. Адам вступил на порог инсталляционного бокса, где ему предстояло пробыть неделю, с запасом съестного приблизительно на трое суток. На четвертый день мы уже обратились с просьбой к гражданам Салина помочь с едой для Человека. Надо отдать должное, они тут же откликнулись на этот призыв большим количеством продуктов быстрого питания и суррогатной еды в полной уверенности, что Адам предпочтет именно такой выбор. В свою очередь, "забота о животных" в сознании местных жителей ассоциировалась с нагромождением всевозможных консервантов типа "Happymeals", "Gummy Worms", "Animal Crackers" и т.д. Все остальные живые существа в

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Достаточно добавить в заключение, что пища была хоть и живая, но более-менее подходящая, поэтому никто из обитателей инсталляции "Зоопарка ломовой лошади" не голодал и эти два дня ничем не отличались от остальных (разве что за эти дни мы не поддерживали своими покупками какую-нибудь очередную компанию по производству полуфабрикатов). Вся наша еда была приготовлена внутри самой инсталляции с ее "фермой", "зоопарком", "кухней", "лабораторией", "садом" - теми ее частями, которые были призваны обеспечить краткосрочное пребывание в инсталляционном боксе, как на борту какого-нибудь космического "Шаттла".


Джулия Реодика, Адам Заретски. "Зоопарк ломовой лошади", 2002 г. Салина Арт-центр, Салина, Канзас.



Опрос 3
Что является едой, и что ею не является? Может ли быть потребление пищи "гуманным"? Мы зависим от пищевой цепи и именно поэтому предпочитаем не задумываться о происхождении того, чем питаемся. Как можно так зависеть от еды и при этом делать вид, что она сразу появляется на свет в упакованном виде? Что такое готовая еда? Действительно ли сельскохозяйственная деятельность, охота и т.п. занятия по сути своей аморальны? Если это так, то что может заменить их? Объясните свою точку зрения.
Должны ли художники по этическим соображениям защищать, скажем, рыб от поедающих их лягушек? Должны ли мы пытаться предотвратить поедание дрозофил тропическими рыбками? Есть ли какая-нибудь разница между подобными условиями питания на свободе и в неволе? Почему вы так полагаете?
Вегетарианство заведомо гуманней питания продуктами животного происхождения? Растения, так же как и мы, в своем развитии проходят различные стадии - оплодотворения, рождения, роста, смерти и т.д. Могут ли растения чувствовать? Известно, что растения испытывают боль и стресс, когда их срезают. Также известно, что некоторые из них не прочь полакомиться мясом. Множество фермеров подкармливают растения костной, кровяной и рыбной мукой, наряду с этим используя разнообразные удобрения животного происхождения (кстати, животных, чей рацион, в свою очередь, был чрезвычайно разнообразен). В этом смысле мякоть фрукта весьма сопоставима с яичным белком и представляет собой запас пищи для еще нерожденного организма, который будет развиваться из заключенных в этом фрукте семян.
Может быть, рекомендация перейти на растительную диету из уст диетолога-"моралиста" - пример глупости и лицемерия, оправдывающего жестокость? Объясните свою точку зрения.

Смерть
Другой аспект повседневной жизни - смерть, смерть без глянца упаковки и без прикрас, - была нами показана в течение тех двух дней, когда в "Зоопарк" перестала поступать еда извне. Проблема продовольствия неизбежно порождает проблему смерти, ибо не бывает питания, не связанного с чьим-либо существованием. Некоторые из наших животных были убиты для последующего их употребления в пищу - во всех случаях их смерть наступала настолько быстро, насколько это было возможно. Четырех недавно рожденных мышей поймал и свернул им шеи Адам, одетый в костюм диснеевского Тигры; впоследствии они были выпотрошены, зажарены и съедены целиком, с головой, костями и все прочим. На вкус они чрезвычайно напоминали бекон. Лягушек сначала обезглавили, потом с них сняли кожу (ядовитую), выпотрошили и зажарили. Рыбам отрубили головы. Растения выкопали. Все это проделал Адам, выглядевший в диснеевском костюме как пещерный человек. Позже все остатки пущенных на пропитание существ были захоронены в земле на территории инсталляции.
Некоторые граждане Салины с энтузиазмом присоединились к нам для дегустации жареных Лягушек и Рыбы, приняли участие в поедании Растений, Мышей, плотно запивая все это пивом. Адам под пиво потреблял Рыбу, Лягушек, Мышей и Растения. Джулия также отведала Мышей, запивая их медовым напитком без газа. Джессика, представитель местной ребятни, ела Лягушек вместе с нами; пиво ей не полагалось по причине ее несовершеннолетия, поэтому ей пришлось довольствоваться содовой. Пи-Ви, инспектор охраны гнездовий штата и большой любитель тушеного мяса, разделил "блюда" из Мышей вместе с нами, также сдобрив трапезу пивом. Мыши ели Растения; в особенности они налегали на семенную пшеницу, которая была посажена днем раньше. Лягушки ели Рыбу. Рыбы ели Мух, и Червей, и свою собственную икру. Черви ели Бактерий и Экскременты. В общем, каждый ел кого мог; кого он или она (или в случае червей-гермафродитов - оно) могли съесть на этом своего рода анархистско-иерархическом банкете.
Мы также приняли во внимание все многообразие похоронных церемоний и ритуалов, которые присущи американской традиции в случае смерти близких существ. В отношении людей закон предусматривает их захоронение на отведенных для этого участках земли или процедуру кремации с последующим захоронением или развеиванием праха в соответствии с завещанием и согласно воли родственников. Церемонии "невидимых" похорон практикуют большинство скотобоен и зачастую мясо или овощи обрабатываются так, чтобы лишить их признаков органического происхождения. В тех или иных случаях иногда молитва предваряет употребление в пищу как сырых, так и прошедших через различные стадии приготовления умерщвленных существ. Отходы в процессе приготовления пищи чаще всего попадают в баки для сбора и утилизации мусора, которые впоследствии вывозятся на свалку и где их содержимое уничтожается. Иногда рачительный фермер пускает их на компост или добавляет в пищу домашнему скоту или домашним животным.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

В какой-то момент мыши были уличены в раскапывании оставшихся лягушачьих костей, захороненных в инсталляции, и обгладывании их добела. Пии Вии также обратил наше внимание на то, что пока мы ели мышей…, сами мыши поедали остатки одного из своих соплеменников. Подобное развитие событий не входило в наши планы, однако лишний раз подтвердило и продемонстрировало всю зыбкость выдвигаемых нами метафор "достойных" похорон. Мыши и устроенный ими "параллельный перформанс" в инсталляции показали, что "нанятые" нами представители животного мира неотделимы от присущего этому миру неантропоцентричного поведения (для которого человеческое поведение является выбором меньшинства).
После "Дня Дикого Животного" и до закрытия выставки все оставшиеся животные снова были переведены на правильный режим питания купленным в магазинах продовольствием. С другой стороны, им не возбранялось поедать друг друга в качестве биодобавок к рациону, ибо мы предположили, что обратное бы нарушало основные принципы межвидового взаимодействия. Является ли это неизбежным следствием работы сил смерти, которые, превращая нас в посмертное, делают бессмертным круговорот органического, создающий то, что мы называем Землей?


Джулия Реодика, Адам Заретски. "Зоопарк ломовой лошади", 2002 г. Салина Арт-центр, Салина, Канзас.

Опрос 4
Является ли идеологическое или эстетическое моделирование/воспроизводство жизни с демонстрацией пищевых цепей "негуманным"? Почему считается неэтичным позволять животным охотиться и есть друг друга в искусственной среде, специально созданной для публичного показа? Будем ли мы "жестоки", если станем кормить лягушек, в природе питающихся рыбой, именно живой рыбой, а не продуктом ее переработки в виде так называемых рыбных шариков?
Оказываем ли мы невольное предпочтение позвоночным животным по сравнению с их беспозвоночными собратьями? Довлеет ли на нашу иерархию ценности отдельных видов степень их морфологической близости к Homo sapiens? Склонны ли вы полагать, что присущие культуре самоограничения могут защитить, скажем, мух или червей от садизма людей (художников)?
Как вы относитесь к случайно зафиксированному нами случаю мышиного каннибализма? В самом этом происшествии, пожалуй, нет ничего особо странного, за исключением того, что он никак нами не прогнозировался. Обычно такого рода факты в лабораторных условиях не фиксируются, ввиду низкой вероятности их случайности. В условиях инсталляции, подобной нашей, роль случая не стоит преуменьшать, - в этой связи вопрос: каково ваше отношение к происшедшему? Провокация ли это со стороны художников или самостоятельное волеизъявление мышей? Что это по-вашему - эффект восприятия конкретного события человеческим сознанием или следствие животного инстинкта и/или сознания животного? Способны ли мыши быть "гуманными" или, наоборот, нарушать "правила мышиного общежития"? Действительно ли правила межвидового взаимодействия зависят от того, на чьей вы стороне? Аргументируйте свою точку зрения.
Что такое человеческое самосознание - культура или культ? Существует ли различие между этими концепциями человеческого существования? Убить, чтобы съесть, - часть ли это человеческого сознания? Когда и почему можно счесть это правило соответствующим природе человека?
В связи с этим, что вы думаете по поводу употребления в пищу лабораторных форм животных художниками в процессе того или иного перформанса? Чем все это отличается, например, от употребления продуктов той или иной торговой марки - скажем, "Beefaroni" или "Hungry Man TV Dinners"? Тут самое время задать еще пару вопросов. Во-первых, почему употребление в пищу "промышленно произведенного" мяса (и даже растительных продуктов) не вызывает общественного протеста, в то время как попытки воспроизведения всего процесса получения мясного полуфабриката тут же становятся запретными для их демонстрации широкой публике? Во-вторых, в чем принципиальная разница между поеданием животных, считающихся вредителями (мыши), домашней птицы (цыплята) и домашних животных (собаки)? Есть ли какое-либо различие между лабораторными животными, используемыми для приобретения знаний, и лабораторными животными, используемыми для питания? Обоснуйте вашу точку зрения. И напоследок: что вы думаете о практиках захоронении мертвых существ в рамках художественной инсталляции? Обоснуйте свою точку зрения. Почему вы так думаете?

Перевод с английского Игоря Хадикова.

Примечания:
* Доклад по этому проекту был представлен на симпозиуме "Эстетика заботы" (куратор О. Каттс) выставки "Biofeel", Биеннале электронных искусств (Перт, Австралия, 2002). (Прим. авт.)
** Известные в России, после покупки лицензий, как "За стеклом" и "Последний герой". (Прим. пер.)
*** Районы США, в основном на Юге и Среднем Западе, традиционно населенные протестантами фундаменталистского толка, житница США. (Прим. пер.)
**** Трайбализм - племенной или этнический сепаратизм в обществе, сохраняющем пережитки родоплеменного деления. (Прим. ред.)




НА ГЛАВНУЮ    ENGLISH

Как заказать эту книгу

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ:

I. МАСТЕРСКАЯ: наука и технологии

Светлана Боринская. Геномика и биотехнология: наука начала третьего тысячелетия.

Михаил Гельфанд. Вычислительная геномика: от пробирки к компьютеру и обратно.

Ирина Григорян, Всеволод Макеев. Биочипы как пример индустриальной биологии.

Валерий Шумаков, Александр Тоневицкий. Ксенотрансплантация: научные и этические проблемы.

Абрам Йойрыш. Правовые аспекты генной инженерии.

Павел Тищенко. Геномика: новый тип науки в новой культурной ситуации.
II. ФОРУМ: общество и геномная культура

Юджин Такер. Комната ожидания Дарвина.

Critical Art Ensemble. Биотехнология в общественном сознании: время обещаний.

SubRosa. Секс и гендер в век биотехнологий.

Рикардо Домингес. Неизбежность торжества нанотехнологий 3.0: фрагменты постбиотехнологической эры.

Биргит Рихард. Клоны и двойники. Тиражирование и воспроизведение "я" в кинообразах.

Свен Дрюль. Филогенез химер: от античности до наших дней.
III. ТОПОЛОГИЯ: от биополитики до биоэстетики

Борис Гройс. Искусство в эпоху биополитики.

Стивен Уилсон. Искусство и наука как культурные действия.

Мелентий Пандиловски. О феноменологии сознания, технологии и генетической культуре.

Рой Эскотт. Интерактивное искусство: на пороге постбиологической культуры.
IV. КОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: искусственная жизнь

Марк Бедо. Исследование гипертворчества человека с помощью технологии искусственной жизни.

Луи Бек. Искусственная жизнь под напряжением.

Алан Дорин. Виртуальные животные в виртуальных средах.

Криста Зоммерер, Лоран Миньоно. Использование принципов искусственной жизни в интерактивных компьютерных инсталляциях.
V. ТЕАТР НОВОГО ВРЕМЕНИ: ars genetica

Джордж Гессерт. История искусства с привлечением ДНК.

Кетлин Роджерс. Образ материи.

Брендон Балланже. Источники искусственного отбора.

Марта ди Минизиш. Лаборатория как мастерская художника.

Адам Заретски. Зоо-арт ломовой лошади и экзамен по биоэтике.
VI. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗА: ars chimaera

Джо Дэвис. Монстры, карты, сигналы и коды.

Дэвид Кремерс. Парадокс Дельбрюка. Версия 3.

Эдуардо Кац. Зеленый флуоресцирующий кролик.

Дмитрий Булатов. Искусство химер.

Валерий Подорога. Рене Декарт и Ars Chimaera.
VII. МЕТАБОЛА: искусство и культура ткани

Йонат Цурр. Усложненные понятия о жизни: "полуживые" существа.

Орон Каттс. Фрагменты конструирования жизни - влажная палитра тканевой инженерии.
VIII. P.S.

Дмитрий Пригов. Мы о том, чего сказать нельзя.

Галерея влажного искусства

Биографии

Библиография

Веблиография

Глоссарий


© кф гцси. евгений паламарчук | Jaybe.ru