subRosa ::: Биография

СЕКС И ГЕНДЕР В ВЕК БИОТЕХНОЛОГИЙ

Вступление
"С точки зрения природы, идея искусственного оплодотворения обладает важными преимуществами. Процесс соединения двух людей, как правило, является вопросом чувства… Искусственное оплодотворение при помощи тщательно отобранного семени само по себе может решить эту проблему. Поначалу такая идея может шокировать чересчур чувствительные души, полагающие, что подлинное отцовство связано с источником происхождения семени. Однако по мере признания того научного факта, что происхождение сперматозоида, оплодотворяющего яйцеклетку, в данном случае настолько же неважно, как неважно, кому принадлежит палец, спускающий курок, подобные возражения теряют силу и искусственное оплодотворение становится процедурой, способствующей улучшению расы". (Из доклада д-ра Харда, в бытность свою студентом-медиком, наблюдавшим первое искусственное осеменение, произведенное в 1884 г. д-ром Уильямом Панкоустом в Джефферсоновском медицинском колледже. Хард, А.Д. "Искусственное оплодотворение", Medical World 27, 1909: 163)

Попытки отобразить и контролировать невидимые участки тела - особенно женские половые и репродуктивные органы - начались еще до эпохи Просвещения и с тех пор никогда не прерывались. Репрогенетические технологии, включая вспомогательные репродуктивные технологии* (ART), мониторинг эмбриона и матери во время беременности и рождения, скрининг эмбриона для отсева генетических дефектов, применение генной терапии, селективное удаление эмбрионов и репродуктивная лазерная и микрохирургия продвигаются евгенической идеологией, маскирующейся выбором потребителя и соображениями эстетики. Более того, все эти технологии зависят от высоко специализированных технологий визуализации - включая УЗИ, лазеры, лапароскопию, микрофотографию, микроскопы, доставляемые в нужную точку тела, и связанные с ними устройства видения, многие из которых были первоначально развиты военными. В свою очередь, новые "умные" технологии, также сначала развитые военными, обещают сделать возможным удаленный биологический контроль органов тела посредством телеуправления, робототехники и методов удаленной хирургии, цифрового отслеживания и контроля физических функций, а также доставки препарата в нужную точку тела при помощи роботов.
В эпоху наук об использовании живых процессов в производстве, информационная и биотехнологии объединяются посредством цифровой технологии. Далеко идущие последствия этого в культурном, социальном и биологическом планах еще даже не осознаются обществом. Биотехнология и наука не могут служить единственной опорной точкой развития. Разумеется, есть целый ряд выгодных аспектов в развертывании биотехнологий, однако их нужно рассматривать в свете всего комплекса экономических, экологических и этических соображений, обращение к которым на сегодняшний день уже становится редкостью. При этом также следует ясно осознавать предпринимательские и рыночные интересы биотехнологической промышленности. Как киберфеминистки и художники тактических медиа члены коллектива subRosa видят свою цель в том, чтобы помогать женщинам расшифровывать и понимать системы презентации и маркетинга этих технологий; оказывать влияние на восприятие и использование женщинами этих процессов; участвовать в публичном обсуждении их социальных и политических последствий для каждого. Следовательно, часть текущей работы subRosa концентрируется на раскрытии стратегий и тактик, которыми новые репродуктивные технологии пользуются для представления и продвижения на рынке.


Вверху: subRosa. "Гистероскоп". Из "Структуры A.R.T. (вспомогательных репродуктивных технологий)", публикации коллектива "subRosa".
Внизу: subRosa. "Оплодотворение in vitro (в пробирке)". Анимационный фрагмент образовательного показа "Секс и гендер". Веб-презентация.

Женское тело как технологическая лаборатория
В век биотехнологии тело - и особенно женское тело - снова стало первоочередным объектом лабораторных исследований в области медицинской технологии. Около ста лет назад Фрейд, отказываясь верить объяснениям сексуально неудовлетворенных пациенток, выдвинул комплексное понятие "истерии", в частности предложив взрослым женщинам заменить влагалищными оргазмами мастурбационные клиторальные оргазмы детства - другими словами, идеологически сосредоточив жизнь женщины на сексе в целях воспроизводства, а не удовольствия. (Кстати, заметим, что сегодня вспомогательные репродуктивные технологии могут полностью устранить репродуктивный секс в целом, поскольку само воспроизводство становится предельно рационализированным и контролируемым лабораторным процессом).

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Новая эра медикализации женского тела началась в конце семидесятых годов с интенсивным ростом исследований в области генетики и биомедицинских технологий, связанных с новыми сложными техниками визуализации и сделавших возможным появление вспомогательных репродуктивных технологий (ART). Получив развитие в прибыльном частном секторе рынка медицинских услуг, ART являются мощным инструментом политического и социо-экономического контроля женского тела, в особенности его репродуктивных функций. Любая женщина, которая подвергается воздействию ART, одновременно становится главным исполнителем и центром развития напряженного драматического события по аналогии с "многоуровневой видеоигрой", принимая участие в ряде тщательно спланированных действий, которые чаще заканчиваются трагедией, нежели победой. Сюжет этой игры - удивительно рационализированное создание жизни; последовательность действий демонстрирует героическое колониальное завоевание стойких (неплодородных) тел и генов докторами плодородия, владеющими инструментами науки и средствами наблюдения; ее сцены - лаборатории и операционная клиника; телу женщины отводится роль сырья и биологической базы снабжения производства, содержащей яйцеклетки, яичники, фаллопиевы трубы, влагалище, матку, слизь, эмбриональные ткани, плаценту и т.д., иными словами - все биоэлементы управляемого инкубатора. Зародыш - трофей, отвоеванный у темного континента богом из машины молекулярной биологии. Если такая аналогия кажется вам неправдоподобной, позвольте мне процитировать фрагменты недавней книги об ART, написанной одним из таких докторов плодородия - специалистом в области репродукции человека:


subRosa. де/реКонструкция вульвы. Фрагмент видео.

"Я предлагаю рассматривать процедуры ART не как ужасающее испытание, а скорее как захватывающее приключение, которое заставляет вас трепетать при созерцании ваших собственных яйцеклеток, развивающихся на экране мониторе УЗИ". (Сильбер, 1998)

"Другим подходом к микроуправлению спермой для оплодотворения яйцеклетки 'грубой силой' могло бы быть 'заманивание в ловушку лазера' спермы <…>. Эксперименты доктора Тадира действительно потрясают и кажутся невероятными <…>. Используя лазер низкой интенсивности, он управляет лучом в поле разрешения мощного микроскопа с тем, чтобы фактически 'заманить' сперму в оптическую 'ловушку'. Все происходит как в многоуровневой видеоигре <…>. Как только вы направляете лазер на сперму, она оказывается под вашим полным контролем <…>, головка сперматозоида захватывается точно так же, как служитель зоопарка захватывает шею змеи. Используя микроскоп и соединенный с лазером 'джойстик', вы можете переместить сперму туда, куда вы хотите <…>. Вы можете избавить сперматозоид от беззаботного, бессмысленного, безрадостного блуждания и переместить его прямо на поверхность яйцеклетки…" (Сильбер, 1998)

История: феминистское движение женского здоровья в США
В семидесятые годы активисты феминистского движения США организовали всеобщее восстание против института медицинских экспертов. Они подвергли сомнению саму основу патриархальной власти, которая столетиями отстраняла женщин от медицинской практики (лечения, профилактики и т.д.), акушерства и физиотерапии (вплоть до народных средств - от припарок и компрессов до тазового массажа и мануальной терапии).
Феминистское движение женского здоровья (FWHM) 70-х было беспрецедентным явлением - женщины не только на теоретическом уровне исследовали структуры патриархальной власти, угнетающей и лишающей их собственной истории, но и активно создавали практически действовавшие альтернативные структуры в областях медицины, образования и здравоохранения. К концу десятилетия в США возникла процветающая сеть Феминистских клиник здоровья, в которых женщинам всех классов, возрастов, рас, сексуальной ориентации и уровня доходов предлагалась революционная по тем временам процедура "менструального извлечения" как вариант раннего аборта.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Вероятно, самые спорные аспекты деятельности Феминистских клиник здоровья были связаны с их услугами в проведении абортов - особенно в использовании техники менструального извлечения, пионером которой выступала Феминистская клиника здоровья Лос-Анджелеса. Это сделало их мишенью несправедливых атак со стороны медицинского истеблишмента, а также членов фундаменталистских организаций вроде "Право на Жизнь", выступающих за запрещение абортов. В результате Феминистские клиники здоровья, которые и по сей день существуют в некоторых административных округах, подвергались многочисленным нападениям, угрозам и пикетированию со стороны таких хорошо организованных и финансируемых групп антиаборта, как "Спасение Действием", позаимствовавших, по иронии судьбы, многие из форм конфронтационного пикетирования, протеста, гражданского неповиновения и демонстративной блокады непосредственно у активистов левых движений 60-х и 70-х.


subRosa. "Суррогатная мать, примеряющая платье беременности".
Веб-изображение.

Войны вокруг абортов в США далеко не закончены. В начале 90-х феминистские активисты от национальных предвыборных организаций регулярно противостояли "Спасению Действием" перед входами в гинекологические клиники разных штатов, включая Вашингтон, округ Колумбия. Однако сегодня, когда биогенетические, медицинские, репродуктивные и микрохирургические технологии взвинтили процесс медикализации женских жизней до предела, перед движением женского здоровья возникли новые вопросы и проблемы, связанные с появлением новых угроз. Можно констатировать, что в настоящее время все области женского цикла жизни находятся в стадии реколонизации и снова забронированы в качестве территории медицинского эксперимента.


subRosa. "Ей быть или не быть". Перформанс на тему получения донорских яйцеклеток.

ART: предпринимательская инициатива
В начале восьмидесятых годов профессор феминистской биологии Рут Хаббард предупредила Американскую ассоциацию содействия науке (AAAS) о возможной опасности вспомогательных репродуктивных технологий, которые, как она полагала, были недостаточно отработаны на практике, и выразила свою обеспокоенность тем, что оплодотворение in vitro "требует чрезвычайно дорогостоящих и длительных экспериментов с привлечением высококвалифицированных профессионалов и дорогого оборудования и искажает наши приоритеты здоровья, заставляя вкладывать и без того недостаточные ресурсы в сомнительное предприятие". Ни предупреждения Хаббард, ни похожие заявления многих других феминистских биологов, теоретиков, работников службы здравоохранения и социологов не предотвратили стремительного развития репромедицины, приведшей к реализации на практике (в 2002 г.) целого ряда методик, только обсуждавшихся в 80-х в качестве отдаленных перспектив. Подобный результат был достигнут почти исключительно благодаря частным инвестициям, которые обеспечили специалистам в области репродукции и ученым-генетикам неограниченный доступ к физическим структурам тела, ознаменовав тем самым новый "молекулярный" этап в становлении экспериментального евгенического театра. К 2002 году получила окончательную легитимность идея о том, что создание ребенка любым из возможных способов является правом, которое может быть осуществлено любым индивидуумом любым способом, если он или она считает его целесообразным, безотносительно к угрозам, которые эти процедуры могут представлять для генетического благосостояния будущих поколений, окружающей среды, ресурсов здравоохранения и социального развития общества.
Как же так случилось, что все вышеописанное произошло столь легко и гладко, практически не вызвав никакого сопротивления со стороны феминисток и других заинтересованных групп граждан?
Максимально исчерпывающий ответ заключается в том, что вспомогательные репродуктивные технологии не финансируются государством и, следовательно, находятся вне зоны государственного контроля и управления. ART практически полностью отданы на откуп предпринимательской сфере отношений пары врач/потребитель биомедицинских услуг, идеология которой основывается на взаимопроникновении "финансовой" и "эволюционной" генетик. Индивидуумы могут хотеть улучшать свои, принесшие им успех, гены и хотят передать их потомству, покупая ART. Это обстоятельство снимает возможные возражения ученых вроде цитированной выше Хаббард, связанные с тем, что эти дорогостоящие и специализированные услуги наносят ущерб ресурсам системы здравоохранения и вводят опасные евгенические методы как последнее ноу-хау в науке. Сомнительное предприятие по генной реконструкции человеческой расы тихо стало областью частного капиталистического предпринимательства, работающего в тесном контакте с наукой. Лучше ли это (и сильно ли отличается от) той ситуации, при которой контроль над репродукцией осуществляли бы государство или военные?




subRosa. "Секс и гендер". Фрагмент образовательной веб-презентации.

Секс и гендер в век биотехнологии
Множество людей сегодня считают науку религией двадцать первого столетия; они полагают, что власть и полномочия ученых - вне вопроса или вызова и что законы науки и их результаты могут объяснить прошлое и предсказать будущее человеческого существования и особенностей нашего индивидуального поведения. Однако, как ясно показал выдающийся американский генетик Р.К. Леуонтин, наука и ученые формируются обществом и доминирующие социальные идеологии, вместе с действующими в обществе экономическими силами, в большой степени определяют то, что ученые делают и как они делают это. Например, расшифровка человеческого генома базируется на популярной идеологии, согласно которой ДНК - наши гены - определяют, кто мы есть по сути и кем являемся в жизни.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

В начале XXI века человеческое сообщество оказалось перед лицом глубинных трансформаций, которые по своему масштабу и потенциалу носят глобальный характер и неминуемо приведут к коренному преобразованию жизни и самоощущения всех людей. Эти изменения определяются стремительным развитием и развертыванием цифровых технологий информации и коммуникации (ICT), влияющих, в свою очередь, на распространение западной товарной и информационной культуры во всем мире (стадия панкапитализма). Новые цифровые технологии затрагивают каждого, - непосредственно или косвенно, вне зависимости от того, "подключены" они или нет, - потому, что они решительно изменяют условия работы, производство продовольствия, повседневную жизнь, идентичность, здоровье, товарное производство и обмен в глобальном масштабе.
Тайны создания материи, природы и жизни занимали умы ученых, философов, художников, писателей и богословов с тех пор, как возникла человеческая культура. Сегодня биотехнологии, генетическое и медицинское конструирование человека, так же как социальные, культурные, расовые, гендерные и экономические факторы, питаемые глобальными перекрестными обменами, делают возможным появление "новых людей", "постлюдей", новых субъективностей, новых отношений между телами и новых ответов на древние вопросы о жизни и человеческом существовании. Фактически, в наших умах, наших словарях и СМИ уже существует множество терминов для обозначения подобного рода новых существ, а их образы уже проникли в нашу повседневность: Франкештейн, Бэтмен, киборги, андроиды, искусственная жизнь, репликанты, терминаторы, борги, робобэби и робокопы являются неотьемлимыми элементами кино, видеоигр, научно-фантастической литературы, детских игрушек, моды и апокалиптического воображения художников, потребителей и торговцев.
Волнующие и вместе с тем пугающие обещания адептов биотехнологии - включая возможность создания новой жизни - становятся частью массовой культуры по многим причинам. Идея научного прогресса, улучшения жизни "химическим путем", является одной из ключевых в повествовательном каноне становления Америки, и эта идея сегодня подпитывается почти ежедневной демонстрацией различных историй о клонировании (в частности о том, что некий американский ученый собирается внедрять клонированные эмбрионы своим пациенткам в конце 2002 г.), генной инженерии, расшифровке человеческого генома, медицинских методов увеличения продолжительности жизни, переконстрированию тел (мыши с ушами на спине), ксеносвиньях (создаваемых для пересадки органов), искусственных и животного происхождения матках, новой евгенике и т.п.


subRosa. "Как завести ребенка посредством A.R.T. (Вспомогательных Репродуктивных Технологий)". Фрагмент презентационной программы на торговой выставке Экспо ЭммаГеникс, 2001 г.

Каждый день в лабораториях и клиниках всего мира специалисты по репродуктивным технологиям заняты "изготовлением младенцев" для бесплодных или гомосексуальных пар и одиночек; люди подвергаются сложным хирургическим операциям и гормональной терапии, чтобы изменить свой пол и стать тем, кем они себя ощущают; тысячи мужчин и женщин добровольно идут на пластические операции, чтобы изменить свою внешность и восприятие себя самого; многие тысячи людей принимают лекарства, чтобы предотвратить разрушительное действие возраста и распада; вирусы и гены изолируются, изменяются и копируются; органы и искусственные части тела внедряются в тела людей и животных; фермеры выращивают генетически измененные зерновые культуры; пожилые мужчины принимают "Виагру", чтобы вернуть юношескую эрекцию; атлеты и подростки используют гормоны и стероиды, чтобы изменить свои тела и превратить их в высококлассные машины; а рабочие во всем мире используются в глобальной системе ICT, превращаясь в "феминизированных" трутней для обслуживания панкапиталистической потребительской машины. И это - только начало.
Очевидно, что цифровые технологии и биогенетические науки начинают оказывать глубокое влияние на восприятие и репрезентацию наших тел, нашей сексуальности, гендера, расы и этнической идентификации; на то, как мы осмысляем и представляем нашу "человечность". Фактически сама идея "существа человечности" подвергается сомнению описанными выше переменами. Эти изменения ставят захватывающие и тревожащие вопросы перед современным обществом и художником, заставляя последнего избирать различные стратегии сопротивления технологическому напору системы вплоть до открытого ей противостояния.


subRosa. Фрагмент презентации, Экспо ЭммаГеникс, 2001 г.

Секс и гендер - проект SubRosa
Сексуальность и становление гендера всегда находились в центре (западных) дискуссий по вопросам формирования личности и проблемам идентичности. Освященное книгой Бытия (мужчину и женщину сотворил "Он") и греческой мифологией разделение человечества на мужчин и женщин, с их различными биологическими характеристиками, социализированными гендерными ролями и разделением труда, давно натурализовано в европейской культуре. Наряду с этим существующие рационализированные представления о сексе и воспроизводстве всегда подвергались сомнению и пробуждали протест. Вторая Мировая война и связанные с ней глубокие культурные и социальные изменения, возвещенные постсовременностью, привели к появлению и быстрому распространению ряда новых идей и исследований о сексе и гендере в среде феминисток, ученых, медиков, художников и радикальных деятелей культуры. Оказалось, что эта тема обладает исключительным потенциалом для изысканий, полна нюансов и противоречий, порой подразумевающих провокационные формы их представления. До сих пор остаются недостаточно изученными и освященными - кроме, как в специализированных академических и медицинских источниках - вопросы воздействия биотехнологических исследований на концепции сексуальности и гендера, и как в связи с этим влиянием изменяются наши представления на формирование личности в обществе. Эти и другие вопросы оставляют широкое поле для размышлений, исследований и экспериментов ученым и представителям культуры (в частности, художникам). Вопросы идентичности, желания и сексуальности являются в достаточной степени провокационными для массового сознания, ибо они в равной мере затрагивают всех и каждого - в особенности это касается молодого поколения, процесс становления которого происходит в мире, когда все вокруг казавшееся незыблемым, подвергается сомнению.
Художественный проект "Секс и гендер в век биотехнологий" был запущен киберфеминистким коллективом subRosa, который сосредотачивает свои усилия в сфере политических/социальных проблем, касающихся тем женщины, науки и биотехнологий. Основные цели этого проекта заключались в том, чтобы инициировать дискуссии и представить ряд научно-теоретических, социально-философских и прикладных медицинских исследований, связующих воедино проблематику биотехнологического влияния на секс и гендер в доступной массовой аудитории форме художественного высказывания. SubRosa выбрала искусство в качестве коммуникационной (и педагогической) среды для этого проекта потому, что только посредством художественных практик возможно объединить и обратить знание и методологию множества различных дисциплин в образы, объекты и представления, которые связываются на чувственном, интеллектуальном, эмоциональном и психологическом уровнях одновременно. В своей деятельности subRosa использует широкий набор художественных форм и диапазон тактических медиа, включающих в себя перформанс, живопись, скульптуру, фотографию, видео и кинофильмы, теоретические тексты, звук и цифровые технологии. Проблемы, которые subRosa исследует в различных проектах тактических медиа, включают в себя:
а) Секс и гендер сегодня (контрацепция, сексуальные практики, местные обычаи и поверия, терминология и язык, анатомия и биология, сексуальность в среде геев и лесбиянок, мультикультурные аспекты сексуальности и гендера, желание и т.д.);

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

е) Воздействие глобализации на секс и гендер (смешение генов, сексуальный туризм, венерические заболевания, порнография, СПИД, сексуальное насилие, ввоз и вывоз женщин для использования в качестве проституток, этнические чистки, женское обрезание);


subRosa. “Матери - репродуктивную автономию!” Перформанс, Экспо ЭммаГеникс, 2001 г.

Художественно-образовательное шоу "Секс и гендер" - это перформанс с участием аудитории, использующий модели американского школьного образования в вопросах пола, которые подверглись вторжению пропагандистских рыночных сил. (Кстати, стоит заметить, что точно так же, как некоторые художники сегодня вступают в проблематичные союзы с биотехнологическими корпорациями, так и американские образовательные учреждения на разных уровнях принимают корпоративное финансирование в обмен на услуги по продвижению конкретных товаров. У всех на памяти пример ребенка, которого отослали домой из школы несколько лет назад за то, что он носил майку с рекламой "Пепси" в день "Кока-колы"). Основной урок, преподаваемый шоу "Секс и гендер", состоит в демонстрации того, как вспомогательные репродуктивные технологии, которые можно квалифицировать в качестве евгенического воспроизводства посредством ART, становятся все более и более обычной услугой, предоставляемой потребителям клиниками по лечению бесплодия и биотехнологическими компаниями. Образовательный показ состоит из серии научно-популярных мини-лекций на различные темы (например, "Как завести ребенка без половых сношений" и т.д.), освещает процедуры получения донорских спермы и яйцеклеток и лабораторные процессы "генетического улучшения" эмбрионов. Задействуя предлагаемые художниками "учебные пособия" и стратегию сетевого проектирования, участники испытывают на себе (подразумеваемые) выгоды и необходимость использования вспомогательных репродуктивных технологий и новых евгенических методов.




subRosa. "Дети выбора". Кадры промовидео для Экспо ЭммаГеникс, 2001 г.

На этой стадии проекта им предлагаются рекомендации по поводу того, как именно они могут улучшить себя и свое потомство посредством покупки подобных технологических услуг. На передний план перформанса выдвигается анализ отношений "корпоративный представитель"/"педагог", а также роли и интересов государства в новом евгеническом воспроизводстве. Параллельно с теоретической частью, заинтересованным лицам из числа аудитории предлагается внести свой вклад в программу "Прикладной социальной генетики", приняв участие в сборе информации - зарегистрировавшись и сфотографировавшись - для банков данных Федеральной Евгенической Администрации (юридическое лицо, которое subRosa специально создала для проекта). За последние несколько лет коллектив SubRosa осуществил целый ряд показов программы "Секс и гендер" в колледжах различных университетов США. Для получения дополнительной информации об этом и других проектах subRosa:
На сегодняшний день наиболее эффективная тактика действий в рамках культурных проектов группы subRosa заключается в следующем: 1) использование коллективного производства и методов перформанса в определенном социальном контексте; 2) объединение феминистских техник критики технологии в том, что касается различий гендера, расы и класса; 3) практика междисциплинарных исследований в сфере биотехнологии, биополитики, феминистского и постколониального искусства, а также глобальной политики и экономики; 4) использование цифровых технологий связи и тактических медиа для осознания и формулирования специфических проблем, взаимодействия с различными аудиториями и группами, исследования отношений социальных сил стратифицированной совокупности "потребитель/производитель" к существующему экономическому мировому порядку. Группа subRosa определяет свою коллективную артистическую деятельность как киберфеминисткую, поскольку она базируется на феминистском анализе и критике влияния размещаемой и распространяемой в киберсетях информации, а также влияния технологической (в т.ч. биотехнологической) компоненты на жизнь современной женщины, ее социальную и гендерную составляющие. SubRosa сознательно пытается воплощать феминистские содержание, методы и представительство при помощи и в рамках электронных технологий, виртуальных систем и RL (удаленных виртуальных) пространств. Таким образом, мы сознательно политизируем и проблематизируем как содержание, так и форму наших исследований окружающего социального контекста, опосредованного цифровыми технологиями. Наша практическая деятельность включает в себя коллективную работу над проектами, показами, публикациями, веб-сайтами, перформансами и акциями; самообразование, техническое обучение и специализацию в определенных областях; организацию тематических встреч и сотрудничество с другими группами и индивидуумами.

Перевод с английского Игоря Хадикова.

Библиографию статьи см. в английской версии. (Прим. ред.)

* Вспомогательные Репродуктивные Технологии - ВРТ (Assisted Reproductive Technologies - ART) - методы преодоления бесплодия, в которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма. Основные методики ART: 1. оплодотворение in vitro (в пробирке) IVF; 2. введение одного спермия в яйцеклетку ICSI; 3. получение яйцеклетки у здоровой женщины-донора; 4. донация спермия; 5. суррогатное материнство; 6. криоконсервирование (замораживание эмбрионов, спермы). (Прим. ред.)
** В оригинале названия книг: Our Bodies, Ourselves и The New Our Bodies, Ourselves. Первый вариант книги был опубликован под названием Women and Their Bodies (New England Free Press, 1970). В дальнейшем книга неоднократно издавалась в США и была переведена на 19 языков мира. Последнее издание: Our Bodies, Ourselves For The New Century (Boston Women's Health Book Collective. New York: Simon and Schuster, 1998). (Прим. ред.)




НА ГЛАВНУЮ    ENGLISH

Как заказать эту книгу

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ:

I. МАСТЕРСКАЯ: наука и технологии

Светлана Боринская. Геномика и биотехнология: наука начала третьего тысячелетия.

Михаил Гельфанд. Вычислительная геномика: от пробирки к компьютеру и обратно.

Ирина Григорян, Всеволод Макеев. Биочипы как пример индустриальной биологии.

Валерий Шумаков, Александр Тоневицкий. Ксенотрансплантация: научные и этические проблемы.

Абрам Йойрыш. Правовые аспекты генной инженерии.

Павел Тищенко. Геномика: новый тип науки в новой культурной ситуации.
II. ФОРУМ: общество и геномная культура

Юджин Такер. Комната ожидания Дарвина.

Critical Art Ensemble. Биотехнология в общественном сознании: время обещаний.

SubRosa. Секс и гендер в век биотехнологий.

Рикардо Домингес. Неизбежность торжества нанотехнологий 3.0: фрагменты постбиотехнологической эры.

Биргит Рихард. Клоны и двойники. Тиражирование и воспроизведение "я" в кинообразах.

Свен Дрюль. Филогенез химер: от античности до наших дней.
III. ТОПОЛОГИЯ: от биополитики до биоэстетики

Борис Гройс. Искусство в эпоху биополитики.

Стивен Уилсон. Искусство и наука как культурные действия.

Мелентий Пандиловски. О феноменологии сознания, технологии и генетической культуре.

Рой Эскотт. Интерактивное искусство: на пороге постбиологической культуры.
IV. КОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: искусственная жизнь

Марк Бедо. Исследование гипертворчества человека с помощью технологии искусственной жизни.

Луи Бек. Искусственная жизнь под напряжением.

Алан Дорин. Виртуальные животные в виртуальных средах.

Криста Зоммерер, Лоран Миньоно. Использование принципов искусственной жизни в интерактивных компьютерных инсталляциях.
V. ТЕАТР НОВОГО ВРЕМЕНИ: ars genetica

Джордж Гессерт. История искусства с привлечением ДНК.

Кетлин Роджерс. Образ материи.

Брендон Балланже. Источники искусственного отбора.

Марта ди Минизиш. Лаборатория как мастерская художника.

Адам Заретски. Зоо-арт ломовой лошади и экзамен по биоэтике.
VI. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗА: ars chimaera

Джо Дэвис. Монстры, карты, сигналы и коды.

Дэвид Кремерс. Парадокс Дельбрюка. Версия 3.

Эдуардо Кац. Зеленый флуоресцирующий кролик.

Дмитрий Булатов. Искусство химер.

Валерий Подорога. Рене Декарт и Ars Chimaera.
VII. МЕТАБОЛА: искусство и культура ткани

Йонат Цурр. Усложненные понятия о жизни: "полуживые" существа.

Орон Каттс. Фрагменты конструирования жизни - влажная палитра тканевой инженерии.
VIII. P.S.

Дмитрий Пригов. Мы о том, чего сказать нельзя.

Галерея влажного искусства

Биографии

Библиография

Веблиография

Глоссарий


© кф гцси. евгений паламарчук | Jaybe.ru