Кетлин Роджерс ::: Биография

ОБРАЗ МАТЕРИИ
Искусство и визуализация ДНК в древнем маисе

В настоящем эссе представлены основные идеи и положения моих последних выставок и опубликованных работ по извлечению и визуализации различных форм информации из древних зерен маиса (исп. maiz - кукуруза). Цель всего проекта заключается в том, чтобы создать своеобразный поэтический образ на основе междисциплинарного сопоставления символики кукурузы в современной генетике и маиса в древней мифологии майя, а так же искусстве и земледельческой практике этого народа, создавшего одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира.
Люди - существа исторически зависимые, глубоко заинтересованные в феномене памяти, способах запоминания и извлечения отложенного в памяти материала. Процесс запоминания и контроля усвоенной информации является неотъемлемой частью художественной и научной практики. Полученные данные и знаковые элементы систематизируются и отображаются в качестве определенных локусов, где символически значимые единицы могут быть обработаны, размещены, транслированы, сохранены и защищены. Сохраненный и систематизированный материал со временем объединяется с теми или иными ассоциированными жестами, связывается и интегрируется в культивируемые формы знания.
Процесс обработки и идентификации данных, а также собственно акт запоминания информации смоделированы в археологической и антропологической характеристиках маиса и воспроизведены в археоботанической ДНК-лаборатории. При получении образцов древней ДНК используется стандартная методика молекулярно-генетического анализа, и весь парадокс заключается в том, что необратимая по своей сути процедура извлечения предполагает неизбежную трансформацию артефакта.

* * *
В период доиспанской Мексики у народа майя существовал обычай хоронить умерших младенцев с горшком маиса в изголовье, ибо считалось, что эта самая ценная и символически значимая пища будет охранять их невинные души. Таким образом, ритуалы увековечивания памяти предков в живом маисе и пещерном захоронении концептуально пересекались. Обычно маис прятали во внутренних комнатах или тайниках, и это только подчеркивает понимание и восприятие памяти как феномена, вписанного в человеческое тело, его участки и фрагменты, нуждающиеся в сохранении, перераспределении или защите. В представлениях народа майя маис рассматривался в качестве объекта магической связи живых с духами почитаемых предков, играя существенную роль в поддержании и постоянном обновлении механизма работы памяти. Хранение и передача информации всегда связана с правом на память, с вопросами секретности и престижа, авторитета в том или ином сообществе. В этом отношении работа специалистов в области молекулярной биологии и археоботаники как нельзя лучше описываются в терминах и идеях мифологического сознания.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Работа с образцами ДНК маиса доархаического периода эпохи майя возрастом 5000 лет из Пуэблы (Мексика) выполнялась на отделении биомолекулярных наук в Манчестере. В моем присутствии бразильский микробиолог Фабио де Оливера Фрейтас осуществлял сравнительный анализ ДНК образцов древнего маиса и современной кукурузы, взятых в южной части бассейна Амазонки. Ниже приводятся некоторые из моих соображений по этому поводу; в основу же выставки легла видеоработа, воспроизводившая собственно процесс извлечения ДНК.

Осадок пыли после деструктивного анализа как носитель информационного поля со структурным резонансом, который отражает доисторический оригинал.

Существование измененных состояний человеческого сознания, которые могут открыть доступ к информационным полям ДНК на молекулярном уровне.

Этнографическое восприятие маиса как живой сущности, обладающей сознанием и чувствами.

Культивирование маиса как основа культурной технологии совмещения сознания человека и растения.

Связь между фотонной эмиссией ДНК и идеей существования глобальной сети ДНК, обладающих способностью обрабатывать и передавать информацию.





Вверху: Выделение ДНК-содержащего материала при оптимизации протекания реакций посредством молекулярно-химических методов.
Внизу: Основа кукурузного початка, найденная в пещерах Теохуакана в долине Пуэбла (Мексика, 7000-5000 гг. до н.э.).

ДНК древнего маиса используется в науке для отслеживания различных вариантов развития и миграции этой культуры на протяжении ее 8000-летней истории из одних областей в другие, из Мексики в Чили и Северную Америку, а также ее трансформации во множество современных сортов (с плодами всевозможных форм и цветовых оттенков). Присутствующие в любой живой клетке ферменты в процессе работы реструктурируются, реставрируются и используются для выявления четкой картины, причин и сроков возникновения различий между тысячами существующих на сегодняшний день вариаций маиса. Сама процедура выделения и идентификации ДНК в биохимической лаборатории является в достаточной степени долгим, трудоемким и технологически затратным процессом, не обязательно подразумевающим успешное его завершение. Эта работа на невидимом уровне включает в себя множество тончайших операций, каждая из которых в свою очередь оказывает влияние на выделение ДНК.




Вверху: Образец маиса (7000-5000 гг. до н.э.).
Внизу: Образцы и фрагменты древней ДНК могут сохраняться на протяжении нескольких тысячелетий.


* * *
В "Пополь-Вух", священной книге индейцев киче XVI века, мы находим множество мест, связанных с маисом и той ролью, которую играло это растение в культуре и традициях древнего народа майя. Насыщенный символикой текст "Пополь-Вух" ("Книга народа") совмещает обширный временной охват с многоуровневым шаманообразным повествованием. Притом, что каждое слово и знак обладают точнейшим значением, связанные с ними образы при чтении эпоса порой выглядят вырванными из подсознания без какого-либо рационального осмысления. В психологической драме, связанной с приключениями двух героев-близнецов, то и дело звучат темы распиливания солнца, луны, планет, человека и семян бессмертными богами. Древний манускрипт повествует о сотворении мира и в частности упоминает о том, что все сущее уже неоднократно подвергалось полному уничтожению. Согласно утверждениям "Пополь-Вух", мы все живем в четвертом и окончательном мире живых существ, сотворенных Великим Отцом и Великой Матерью из теста маисовой муки.
Майя Мезоамерики до времен завоевания и эпохи испанского владычества создали одну из величайших художественных традиций мира. Маис являл собой неотъемлемую часть этой системы и представлялся как целостное откровение и источник человеческой жизни. В "Пополь-Вух" перед нами разворачиваются сложные аллегорические, математические и лингвистические описания, напоминающие единую комплексную формулу, которая не только дает представление об элементах генетической и биоэволюционной теории, но и определяет священные ритуальные церемонии, связанные с выращиванием маиса и существующие по сей день. Майя применяли астрономические и математические методы расчета и записи времени; в их рукописных кодексах также используются изображения растений, животных и человека в качестве составной части символического языка, который структурно воспроизводит многомерную структуру ДНК, связывающую сквозь видовые границы разнообразные формы жизни. Их визуальный ряд включает в себя целую совокупность идей, устанавливающих взаимосвязь между различными существами (растения, животные, божества и т.д.), качественными сущностями (воздух, солнце, смерть, земля) и частями человеческого тела, кровью, дыханием. "ДНК" маиса, изложенная в индейских свитках, проявилась с такой силой, что оказала влияние на различные аспекты социальной жизни майя - развитие и становление гендерных ролей, формирование социальной иерархии, общественных и политических союзов, а мифы, окружившие возникновение маиса в "Пополь-Вух", являются лучшим примером того, как информационная программа развития была лингвистически и визуально зафиксирована в качестве древнего образца "высокой технологии" и основы всей культуры.
В классической культуре майя священные объекты обладали способностью получать силу при их использовании и таким образом накапливали энергию. Со временем эти объекты становились такими опасными в своем могуществе, что их необходимо было символически убивать. Поэтому майя периодически все разбирали, разрушали и выстраивали заново. Это также касалось и произведений искусства, вещей культового и церемониального назначения, которым время от времени причинялся ущерб и наносились повреждения. Считалось, что сверхъестественные явления, включая метеорологические феномены, болезни и злых духов, проникают в пространство человека как физические сущности.

* * *
Для специалиста, работающего в области генной инженерии, любой экспериментальный объект представляется в виде простой нитки бусин в ожерелье случайных эффектов. Используя ферменты, вирусы и некоторые виды болезнетворных бактерий, генетики вырезают выбранный фрагмент последовательности ДНК, копируют, проводят последовательный анализ участка, а затем устанавливают его на место. Этот процесс требует не только теоретического знания или практических навыков, но и подразумевает элементарное везение, наличие ловкости и интуиции. ДНК более наполнена, изменчива и динамична, нежели любой созданный человеком алфавит; ее можно сравнить со сгустком разума, транслируемого сквозь четыре миллиона лет биологической эволюции, соотнести с реляционным порядком, определяющим спираль развития всего живого от эмбрионального состояния зерна 5000-летней спячки до наших дней.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

При помощи ферментов различных концентраций нуклеотиды скрепляются и снова подвергаются нагреванию и замораживанию, сушке и обработке в центрифуге. Путем электролиза ионы перетягиваются с одной части геля в другую и становятся видимыми под ультрафиолетовым излучением. Подобные неоднократно повторяемые процедуры сепарации, воздействия давлением, растворения, эрозии, абсорбции и высаливания приводят к отделению идентифицируемой последовательности ДНК в 300 базовых пар. Однако очевидно, что все порой складывается не так гладко как на бумаге и предсказать удачный результат зачастую бывает невозможно.
Любая творческая деятельность выражает гармонии, устанавливая свой порядок связей и отношений в окружающем мире. При этом цель как науки, так и искусства заключается в достижении понимания, и традиционные знания, заложенные ранними культурами и цивилизациями, это подразумевают. Наука о ДНК накладывает на нас этические обязательства понимания различных форм познания, развившихся в различных культурах и соответствующей значимости знания, приобретенного этими традициями.


Мифологическое представление маиса в форме змеи (Кодекс Майер-Фейервари).



Бог Тлалок, ухаживающий за маисом (Кодекс Майер-Фейервари).

* * *
Космология майя не имеет аналогов в визуальном пресуществлении жизненных систем в системы образов. В своих письменных источниках они с математической точностью обозначили даты и события истории вплоть до нашего времени, подробно описав ритуалы, праздники и военные сцены будущего. Они также дали определение ноля и использовали счет для соотнесения текущих дат с астрономическими событиями, происходившими миллионы лет назад в вымышленном прошлом. Это соизмерение себя во времени между прошлым и будущим осуществлялось майя при помощи удивительного сочетания традиционного знания, культовых обрядов, творческого воображения и исследовательского интереса.
Биолог и философ Руперт Шелдрейк выдвинул предположение, согласно которому наследственность человека зависит не только от химического состава генных последовательностей. На основе ряда гипотез он предложил так называемую теорию морфных (или формообразующих, организующих) полей, которая предполагает, что любой развивающийся организм (равно как и система в целом) содержит внутри себя и в то же время окружен своеобразным невидимым полем или структурой, которая организует форму этого организма по мере того, как он развивается. Каждая естественная система обладает собственным морфным полем, определяющим все различные виды атомов, молекул, кристаллов, живых организмов, общности этих организмов, исторический процесс в целом и все явления во вселенной. Также как и природный магнит, который содержит магнитное поле внутри и вокруг себя, так и живые организмы имеют своеобразное организующее поле, распространяющееся в пространстве и продолжающееся во времени. Эти поля локализованы внутри и вокруг организуемых ими систем. Процесс, в котором одни структуры имеют влияние на другие аналогичные структуры через пространство и время, Шелдрейк назвал "морфным резонансом" (своего рода "внутренняя память"). Когда определенная организованная система прекращает свое существование, как, например, расщепленный атом или растаявшая снежинка, ее морфное поле не исчезает, оставаясь потенциальной организующей силой, которая может снова проявиться физическим образом в другом месте и времени при подходящих условиях. В этом случае такое поле будет содержать в себе информацию морфного резонанса (т.е. специфическую память) о предыдущих физических существованиях. В свете теории Шелдрейка феномены памяти, сознания, эволюции, индивидуального поведения человека и групп людей, живучести и важности традиций и ритуалов получают иное, более глубокое истолкование*.

* * *
В индейском сознании маис является в полном смысле слова "подопечным" человека, ибо не имеет возможности "увековечить" себя без человеческого ухода и заботы. Распространение и выживание этой культуры целиком зависит от людской деятельности - непрестанная работа на плантации, удобрение почв, посев и сбор урожая лишь подтверждают эту уверенность. Символически маис всегда больше принадлежал людям, нежели природе. Его культивирование положило начало обоюдной связи и зависимости (в различных аспектах жизни майя - от сельскохозяйственного до религиозного) между растением и культурным сознанием человека. Нередко эта связь достигала уровня полного соотнесения - в древних свитках майя отрубленные головы побежденных в игре в мяч изображались зернами маиса, а мягкая внутрисеменная ткань символизировала собой мягкое вещество мозга.
Благодаря исключительной генетической гибкости маиса даже малейший генный сдвиг может вызвать поразительные изменения в размере, цвете, форме и качестве зерна. Местные земледельцы, сознавая этот потенциал, в течение тысячелетий намеренно "феминизировали" мужскую часть цветка, используя принцип естественного отбора и различные виды насыщения растений биологически активными веществами. Подобная тщательно проводимая инверсия от мужского к женскому позволяла майя формировать определенные зоны и участки растения, создавая высокомодифицированные образцы плода с измененной формой, цветом и временем созревания. Появившаяся в результате селекционных работ закрученная вертикальная ось в дальнейшем придала початку округлую радиально симметричную форму, которая позволяла удерживать более тысячи зерен, закрепленные парными рядами. Майя также изменили внешний вид лиственной оболочки-конверта, сделав ее более надежной защитой початка от птиц и упростив себе процедуру сбора урожая и хранения. Наконец, земледельцы майя вывели целый ряд сортов маиса, невосприимчивых к болезням и хорошо приспособленных к конкретным условиям роста.
Выращивание маиса на протяжении нескольких тысяч лет наложило сильный отпечаток на формирование символической и лингвистической систем древних жителей Америки. Исключительный интерес майя к особенностям развития растений, их склонность к размышлению и способность к анализу придали коллективному знанию особое измерение и потенциал в мифологическом изложении майяских представлений о мире.
В своеобразной "спирали", информационном вихре маисового початка симметрия белка и воды до поры до времени скрывала и принцип десятичного счета, и тысячи возможных разновидностей маиса. Под воздействием яркого солнца и сухого дыхания ветра эта пара сформировала еще одно чудо этого народа - систему полноцветной информационной кодировки майя. Маис ими определялся и как родственник, и как дар богов, а каждый цвет - желтый, красный, голубой, черный - играл свою роль в общей картине соответствия мирского и божественного, земного и небесного. В этом переплетении значений особую важность приобретает связь между маисом и солнцем - согласно общему для всех культур Мезоамерики представлению, маис принято было соотносить с солнцем и его небесным путем.
На фасадах и стенах пышных архитектурных сооружений майя до сих пор можно увидеть множество антропоморфических интерпретаций маиса. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов и храмов, а также отдельно стоящие стелы покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о божественных свойствах и человеческой сущности этого растения. Эти любопытные изображения в невероятных сопоставлениях тысячекратно повторяются в рисунках, глифах и кодексах индейцев доиспанской Мексики. У племен майя маис никогда не был в буквальном смысле просто ботаническим экземпляром; он всегда заключал в себе многочисленные мифологические, морфологические и этимологические коннотаты. В священной книге "Пополь-Вух" маис заклинается богами, предъявляющими обратные таблицы затмения и поющими фразу "ajaj-ajaj". "Ajaj-ajaj" - это составное слово из двух последовательностей в четыре буквы, означающее дом и четырехугольное маисовое поле.




Вверху: Выделение и многократное воспроизведение фрагментов ДНК посредством молекулярно-химических методов.
Внизу: Электро-химический способ разделения молекул ДНК по длине с использованием геля в электрическом поле.

* * *
В конце восьмидесятых годов целый ряд физиков-теоретиков занялся разработкой принципиально новых эволюционных концепций материи и фундаментальной теории поля. Их исследования направлены на подтверждение гипотезы о том, что вся вселенная в конечном счете управляется действием единой суперсилы**. Эта суперсила обладала достаточной мощностью, чтобы в свое время зародить вселенную, снабдить ее энергией, материей и структурой. Это гораздо больше, чем творение; это - слияние материи, пространства-времени и силы в единое и гармоничное целое, которое пребывает во вселенной в направленном единстве. Согласно этим представлениям, прогресс - это не движение по прямой к определенной цели, а движение по усложняющейся и развивающейся траектории, движение от простого к цветущей сложности. Эта метафора описывает вселенную как растущий организм, как развитие эмбриона или как прорастание растения из семени.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

В гипотезе, выдвинутой физиком Роджером Пенроузом на основе ряда заявлений Стюарта Хамероффа, описывается возможный механизм работы сознания. Сознание человека предполагает деятельность мозга, совмещенную с самоорганизующимися в фундаментальной реальности волнами. По модели ученых, структура клетки мозга использует динамическую организацию цитоскелетальных микрососудов - крохотных каналов протеинов, служащих чем-то вроде остова для большинства клеток, включая нейроны. Эти микрососуды посредством электронной проводимости - по сути, гидрофобного эффекта - выполняют недетерминированные, квазиквантовые исчисления, которые и составляют основу сознания. Согласно их радикальной гипотезе, сознание любого живого существа на квантовом уровне связано с вселенной ***. При этом графическое изображение модели квантового расчета Пенроуза и Хамероффа имеет странное и удивительное морфологическое сходство с упорядоченностью размещения зерен в кукурузном початке.
До сих пор еще не выяснено, каким образом передается информация от одной клетки к другой. В соответствии с некоторыми теориями это происходит благодаря водородным связям, способным образовываться между атомами различных молекул или же между различными частями какой-либо одной крупной молекулы. Передача электромагнитной информации по структуре клетки может происходить за счет тонких вибраций водородных связей, меняющихся примерно 10 миллиардов раз в секунду. Обобщая, можно сказать, что вода, ее компоненты и свойства этих компонентов способны породить силу, на которой в прямом смысле слова "держится все живое". Переходные же состояния и свойства воды вообще являются настоящим чудом химии. В качестве примера достаточно упомянуть такой феномен, как вихревая энергия воды, которая является комплексным взаимодействием внутренне сбалансированных вибраций, направления и силы.
Изучая жизнь на ином уровне, в намного меньшем масштабе - от клеток к атомам и далее - мы вступаем в квантово-энергетическую область физики. В XX веке ученые нашли способы расщеплять атомы на еще более мелкие частицы, чтобы изучать их строение. Электроны, протоны и нейтроны, типы нейтрино, вращающиеся вокруг собственной оси световые мезоны и т.п. "plus ultra" демонстрируют нам изначальное состояние гармонии, элегантность и красоту. Австрийский физик Вольфганг Паули, работавший с Нильсом Бором в 1920-х, внес свой вклад в систематизацию энергетических состояний частиц. Он теоретически открыл закон, который позже стал известен как принцип запрета Паули, объяснивший закономерности заполнения электронных оболочек атомов, и послуживший исходным пунктом для объяснения тонкой и сверхтонкой структуры атомных спектров. Испытывая глубокий интерес к философии и психологии, Паули считал, что юнговские теории синхронности позволяют начать диалог между физикой и психологией для того, чтобы ввести субъективное в физику, а объективное в психологию. Он считал синхронизацию выражением внутренних процессов сознания. Подобное внешнее проявление внутренних трансформаций Паули назвал "каталитической экстериоризацией".
В последнее десятилетие представители науки, а затем и художники получили возможность обновить свой технологический потенциал радикальным образом. В идеале этот инструментарий может помочь не только задействовать и использовать различные сенсорные и когнитивные процессы при решении художественных задач, но и описать саму природу окружающей реальности. Цифровая интерпретация биологических процессов, возросшие возможности робототехники и т.д. ставят перед нами вопрос о критериях определения соответствия проводимых наблюдений реальной физической ситуации и, с другой стороны, мере условности отображения. Новые технологии переводят биологическое в цифровое по аналоговому принципу. Они характеризуют биологическое в позиции цифрового, полагая, что количественная совокупность может выступать заменой физического измерения. Это отчетливо видно в опытах по исследованию сознания, когда на мониторы в реальном времени выводится изображение метаболических процессов мозга, происходящих в момент рождения мысли. Психологически эмоциональные и поэтические образы, бывшие до сих пор прерогативой деятельности художников, заменены иконографией биологических процессов, которую создают ученые и технологи. Эти новые образы, являющиеся результатом сведения сложных взаимосвязей к более простым закономерностям, создают впечатление, что все живые системы - суть элементы одного целого, вечного и неизменного.




Графическое изображение модели квантового расчета Пенроуза и Хамероффа имеет странное и удивительное морфологическое сходство с упорядоченностью размещения зерен в кукурузном початке.

* * *
Мифология маиса народов майя полна биологической образности и метафорических толкований, подтверждающих основанные на опыте, а теперь уже и доказанные наукой факты. Природные сущности всего живого, о чем повествует "Пополь-Вух", взаимозаменяемы и свободно пребывают в той или иной форме. Это дублируется и на формальном уровне книги - в иероглифику органично вписаны фонетико-значимые рисунки и сложносоставной текст для фиксации оттенков устной речи.
Возвращаясь к теме маиса в контексте генной инженерии, заметим, что на сегодняшний день существует множество свидетельств тому, что аборигенное население Мексики знало и на протяжении тысяч лет практиковало методы воздействия на генетическую структуру маиса. И в отличие от современных биотехнологий оно обладало более цельным, глубоким и насыщенным пониманием генетики и гуманным отношением к идеям биоразнообразия.

* * *
Майя воспринимали "Пополь-Вух" как рассвет мира. Вначале боги пребывали в темноте, совещаясь о необходимости сотворения жизни и света и обдумывая, из чего создать человека. Эти боги именовались "прародителями", "носителями", "построителями" и "Верховной, увенчанной змеей". И решили они, что тело человека будет из маиса.

Примечание:
Первоначальный вариант "Maize DNA" был показан в серии выставок, организованных художником Адамом Лоу и историком науки Саймоном Шефером, а также как часть проекта "Noise 2000" в Kettles Yard Gallery (Кембридж), в Whipple Museum of the History of Science и ряде других выставочных залах Лондона. Недавно мы, совместно с композитором Карлом Стоуном, подготовили видоизмененный вариант этой работы под названием "DNA.CORN", выполненный при содействии одной из лабораторий Сан-Франциско. В данной инсталляции нами была предпринята попытка представить ДНК в качестве последовательности неких "жареных" случайностей, которые являет собой попкорн. Подробнее о других проектах см.

Перевод с английского Юлии Шпаковой.

* См. подробнее в книге Шелдрейка "Новая наука о жизни. Гипотеза созидательной причинности": Sheldrake, R. A New Science of Life - The Hypothesis of Formative Causations (Paladin Grafton Books (Collins): London, Glasgow, Toronto, Sidney, Auckland, 1985). (Прим. ред.)
** См. подробнее: Davies, P. Superforce. The Search For A Grand Unified Theory Of Nature (A Touchstone Book Published by Simon & Schuster, Ino. New York, 1985). На русском языке: Дэвис П. Суперсила. Поиски единой теории природы (Издательство Мир: Москва, 1989). В сети: <http://rusnauka.narod.ru/lib/phisic/super/superforce.htm>
*** О теории микрососудов Пенроуза подробнее см.: Penrose, R. Shadows of the Mind (New York: Oxford University Press, 1994). (Прим. ред.)




НА ГЛАВНУЮ    ENGLISH

Как заказать эту книгу

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ:

I. МАСТЕРСКАЯ: наука и технологии

Светлана Боринская. Геномика и биотехнология: наука начала третьего тысячелетия.

Михаил Гельфанд. Вычислительная геномика: от пробирки к компьютеру и обратно.

Ирина Григорян, Всеволод Макеев. Биочипы как пример индустриальной биологии.

Валерий Шумаков, Александр Тоневицкий. Ксенотрансплантация: научные и этические проблемы.

Абрам Йойрыш. Правовые аспекты генной инженерии.

Павел Тищенко. Геномика: новый тип науки в новой культурной ситуации.
II. ФОРУМ: общество и геномная культура

Юджин Такер. Комната ожидания Дарвина.

Critical Art Ensemble. Биотехнология в общественном сознании: время обещаний.

SubRosa. Секс и гендер в век биотехнологий.

Рикардо Домингес. Неизбежность торжества нанотехнологий 3.0: фрагменты постбиотехнологической эры.

Биргит Рихард. Клоны и двойники. Тиражирование и воспроизведение "я" в кинообразах.

Свен Дрюль. Филогенез химер: от античности до наших дней.
III. ТОПОЛОГИЯ: от биополитики до биоэстетики

Борис Гройс. Искусство в эпоху биополитики.

Стивен Уилсон. Искусство и наука как культурные действия.

Мелентий Пандиловски. О феноменологии сознания, технологии и генетической культуре.

Рой Эскотт. Интерактивное искусство: на пороге постбиологической культуры.
IV. КОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: искусственная жизнь

Марк Бедо. Исследование гипертворчества человека с помощью технологии искусственной жизни.

Луи Бек. Искусственная жизнь под напряжением.

Алан Дорин. Виртуальные животные в виртуальных средах.

Криста Зоммерер, Лоран Миньоно. Использование принципов искусственной жизни в интерактивных компьютерных инсталляциях.
V. ТЕАТР НОВОГО ВРЕМЕНИ: ars genetica

Джордж Гессерт. История искусства с привлечением ДНК.

Кетлин Роджерс. Образ материи.

Брендон Балланже. Источники искусственного отбора.

Марта ди Минизиш. Лаборатория как мастерская художника.

Адам Заретски. Зоо-арт ломовой лошади и экзамен по биоэтике.
VI. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗА: ars chimaera

Джо Дэвис. Монстры, карты, сигналы и коды.

Дэвид Кремерс. Парадокс Дельбрюка. Версия 3.

Эдуардо Кац. Зеленый флуоресцирующий кролик.

Дмитрий Булатов. Искусство химер.

Валерий Подорога. Рене Декарт и Ars Chimaera.
VII. МЕТАБОЛА: искусство и культура ткани

Йонат Цурр. Усложненные понятия о жизни: "полуживые" существа.

Орон Каттс. Фрагменты конструирования жизни - влажная палитра тканевой инженерии.
VIII. P.S.

Дмитрий Пригов. Мы о том, чего сказать нельзя.

Галерея влажного искусства

Биографии

Библиография

Веблиография

Глоссарий


© кф гцси. евгений паламарчук | Jaybe.ru