Марта ди Минизиш ::: Биография

ЛАБОРАТОРИЯ КАК МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА

В течение нескольких тысяч лет человечество пыталось манипулировать Природой. Собаки, кошки, лошади, другие животные, разнообразные виды культурных растений, которые окружают нас сегодня, служат наглядным примером того, чего удалось добиться при помощи искусственной селекции. Серьезные научные достижения последних пятидесяти лет позволяют проводить полностью контролируемую модификацию живых организмов. Стремительно развилась биотехнология, исследующая возможности этих новых инструментов для использования их на благо человечества. Вместе с тем, взгляд на впечатляющий инструментарий современной биологии одновременно порождает и страх и упование. Надежда на обнаружение новых способов терапии прежде неизлечимых заболеваний сопровождается опасениями перед вероятными злоупотреблениями в использовании столь могущественного научного потенциала. По мере того как общество начало осознавать свое, столь противоречивое отношение к биотехнологии, эта проблематика стала постепенно привлекать и внимание представителей современного искусства. Более того, развитие современной биологии и многочисленных сопутствующих дисциплин сделало осуществимым ее использование в искусстве в качестве нового информационно-коммуникационного пространства. Сегодня мы присутствуем при рождении нового искусства - искусства, создаваемого в пробирках, использующего лаборатории как мастерские для художников.

По направлению к "влажному" биологическому искусству
В недавней, и не в столь недавней истории, технологические прорывы часто создавали благоприятные возможности для развития художественного процесса. Фотография, видео или компьютеры были успешно освоены художниками в качестве эффективных средств искусства. Биология могла бы послужить тем же целям, несмотря на очевидные препятствия, которые до сих пор ограничивают ее широкое применение в искусстве. В отличие от фотографии или видео, биологический инструментарий не слишком применим за пределами исследовательских учреждений. Художники, пожелавшие исследовать актив современной биологии, предоставляющей новый тип информационного посредника и одновременно нового средства в создании произведений искусства, все еще вынуждены осуществлять свои проекты в рамках сотрудничества с научными лабораториями. Использование оборудования и применение ряда биологических материалов ограничено соображениями биобезопасности: исследовательские лаборатории должны соблюдать серьезные режимные правила, например, в части хранения образцов живых организмов. Неизменным остается и требование к техническому персоналу - наличие основательного опыта в работе с лабораторным оборудованием и биоматериалами служит определенной гарантией защиты людей и окружающей среды. Как следствие этого, художники будут вынуждены продолжить использование лабораторий в качестве мастерских, не превращая свои мастерские в лаборатории.
Художники, как правило, не обладают достаточным академическим образованием в научных областях знания, включая биологию.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Моя работа сфокусирована на тех возможностях, которые на сегодняшний день предоставляет художникам современная биология. В своих проектах я пыталась не просто дать описание последних достижений биологической науки, но рассмотреть тот или иной биологический материал в качестве носителя художественного сообщения, нового выразительного средства - в этом смысле ДНК, белки, клетки и т.д. являют собой уникальную основу в исследовании новых путей репрезентации и коммуникации в искусстве. В итоге получилось так, что, несмотря на отсутствие у меня академического научного образования, последний период моей артистической деятельности был полностью посвящен работе в исследовательских лабораториях.


Марта ди Минизиш. "Белковый портрет" (эскиз), 2001 г. Белковая последовательность, структурное моделирование, печать по холсту, 130 x 95 см.

По ту сторону генов
Биология и ее многочисленные субдисциплины имеют дело не только с генами. Вопреки всей недавней истерии вокруг расшифровки человеческого генома, создания трансгенных организмов или использования впечатляющих методов генного анализа, биологические исследования привели к важным достижениям и в других областях. Понятно, что генетика сулит художникам огромные перспективы, но подобный потенциал несут в себе и другие отрасли молекулярной биологии. Белки, клетки, надклеточные системы и организмы также могут быть использованы в качестве средства искусства, как это уже было продемонстрировано в последнее время некоторыми художниками и мной в том числе.
Похоже, что в скором будущем публике будут более широко представлены и другие области биологических исследований. На сегодняшний день, например, прилагаются значительные усилия по описанию интегрального набора структур и функций белков, продуцируемых клетками человека - т.н. протеома. Задача, намного превосходящая по сложности проблему расшифровки генома: недавняя конференция по протеомике так и была озаглавлена "Проект протеома человека: "С генами было легче". Возникло большое число стартовых биотехнологических компаний по исследованию экономических возможностей протеомики; только одна компания Oxford GlycoSciences в прошлом декабре подала патентные заявки в отношении различной информации приблизительно по 4000 белкам человека.
Что касается перспектив, предоставляемых белками художникам, то я хотела бы пригласить желающих ознакомиться с любой из баз данных по структуре белка. То, что точно не оставит никого равнодушным - это их пространственные формы. Белки зачастую выглядят так же красиво, как современные скульптуры. Исследование компьютерных баз данных по белковым структурам при помощи соответствующего программного обеспечения и устройств визуализации трехмерных структур похоже на путешествие по художественной галерее.
Предмет отдельного разговора - использование белков в качестве средства создания скульптур. В моем проекте "Белковый портрет" я решила воспользоваться визуальными возможностями структурной биологии для создания автопортрета на основе белков как "периферийного устройства" системы изображения.
Белки состоят из 20 различных аминокислот, каждая из которых может быть условно показана одной буквой (однобуквенный код). Можно воспользоваться подобным кодом для создания белка, чья аминокислотная последовательность будет соответствовать определенному имени. Очень короткие пептиды, принимающие формы линейных структур, выглядят относительно неинтересно - по-настоящему красивые трехмерные конфигурации возникают тогда, когда белок достигает определенной длины. Вследствие этого мое имя, которое я использую как художник - Марта ди Минизиш - оказалось слишком коротким для создания интересной конфигурации. К счастью, поскольку в Португалии существует традиция очень длинной формы семейного имени, я смогла создать белок, соответствующий моему полному имени, белок marta:

MARTAISAVELRIVEIRDEMENESESDASILVAGRACA

Используя компьютерную базу данных, мы в состоянии убедиться, что в природе не существует белка с подобной аминокислотной последовательностью. На самом деле, возможно даже идентифицировать природные белки, чья структура в наибольшей степени сходна с белком marta. Компьютерное моделирование позволяет также создать набор вероятных форм для белка marta, основанный на структуре сходных аминокислотных последовательностей для известных белков. Точное подтверждение их формы, однако, может быть осуществлено только экспериментальным путем при помощи ядерно-магнитного резонанса (ЯМР) или кристаллографии.
"Белковый портрет" будет окончательно закончен лишь тогда, когда будет раскрыта подлинная структура белка marta.

Рисуя разум
На протяжении многих лет художники предпринимали попытки не только формально отразить чье-либо присутствие, но также понять суть изображаемого. В искусстве подлинная сущность зачастую передается через положение модели, является в декорациях или даже технике, используемой художником.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

В развитие проекта "Функциональных портретов" я планирую создать портрет мозга, манипулируя его нейро-импульсной активностью. Знание того, какие именно участки мозга активируются определенными заданиями или стимулами, позволяет создать набор одновременно действующих раздражителей, приводящий к комплексной активации мозга. Другими словами, определенный набор задач способен "нарисовать" определенный образ мозговой активности. Несмотря на то, что время жизни такого произведения искусства мало - оно существует столько же, сколько длится выполнение задания, - сегодня мы уже в силах зафиксировать этот процесс с помощью fMRI. Это тот случай, когда можно создать произведение искусства, просто помыслив его.






Сегодня новые технологии получения изображений позволяют добиться все большей степени визуализации как биологической морфологии, так и биологических функций.

Использование ДНК как средства искусства
В своих проектах я также исследовала возможности использования генов, ДНК и хромосом в качестве нового художественного средства. Несмотря на то, что, как я уже упоминала выше, предмет биологии не сводится к той или иной субдисциплине и не ограничивается генами и ДНК, трудно переоценить важность генетики, например, для сегодняшнего общества.
В проекте "нуклеАрт" я использовала ДНК, помеченные флуорохромами (флуоресцирующими красителями) для окрашивания ядер человеческих клеток, адаптируя клеточную технологию для целей искусства. Сведения об относительном расположении хромосом позволяют при помощи ДНК окрасить каждую хромосому специфическим образом. Подобная технология, известная под названием флуоресцентная in situ гибридизация (FISH) может быть также использована для визуализации сегментов хромосом и даже единичных генов. Группы хромосом могут быть окрашены одним цветом. Таким образом, становится осуществимым создание контролируемых изображений, где одна или несколько хромосом могут быть окрашены соответствующим образом в те или иные цвета частично или полностью. Получившиеся произведения (окрашенные клетки) требуют для визуализации использования конфокального лазерного сканирующего микроскопа, и их изображения могут быть получены при помощи компьютерной проекции для воспроизведения трехмерной структуры ядер клеток человека.


Марта ди Минизиш. "Автопортрет в процессе рисования". Из серии "Функциональные портреты", 2002 г. Магнито-резонансное сканирование (fMRI) мозга, цифровая печать на холсте.


Расположение хромосом в клеточных ядрах подчиняется, в некоторой степени, определенным правилам. Например, часть хромосом предпочитает находиться вблизи границ ядра, в то время как хромосомы другого типа чаще обнаруживаются в центре ядра. Располагая информацией такого рода, возможно также предсказать с определенной долей уверенности, где должны располагаться хромосомы, и соответствующим образом окрасить их. Вместе с тем, все еще существует большое количество неопределенностей в отношении расположения хромосом в ядрах клеток. В действительности, одна из проблем, исследуемых в лаборатории д-ра Анны Помбо, где и осуществлялся мой проект, касается того, как именно различные хромосомы человека взаимодействуют друг с другом. Все те изображения, которые я создавала, исследовались учеными, поскольку могли предоставить сведения, необходимые для лучшего понимания того, как устроены ядра клеток человека. На самом деле, одна из целей всех моих проектов состоит в демонстрации того, что художник способен работать в исследовательской лаборатории бок о бок с учеными и их сотрудничество может давать результаты и в искусстве и в науке.
Это обстоятельство характеризует всю мою работу в целом - я стремилась не просто извлечь преимущества из использования высоких технологий для создания произведений искусства, но и попытаться внести свой посильный вклад в проводимые лабораторные исследования. И хотя моя работа не основывалась на научно спланированных экспериментах, иногда мои художественные изыскания давали неожиданные плоды. Подобный эффект часто является следствием попыток использования технологии нетрадиционным образом. Время от времени в результате таких "художественных экспериментов" обнажаются важные научные проблемы, требующие дальнейшего их фундаментального изучения.

Рисуя при помощи ДНК
В другом, недавно реализованном проекте - "Чип-арт" - моей целью является дальнейшее исследование использования ДНК как художественного средства, основанное на изучении отличий между человеком и другими животными. Когда я работала с бабочками (см. ниже), я заметила, что большинство людей склонно считать, что бабочки сильно отличаются от людей. Настолько сильно, что исследование генетики бабочек и их развития выглядит академическим курьезом, не имеющим никакого отношения к биологии человека.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Я планирую использовать т.н. микропорядки ДНК (известные также как ДНК-чипы) в проекте "Чип-арт". ДНК-чипы - это новейшая технология, разработанная для изучения уровня активности множества генов одновременно. Чипы состоят из большого количества маркеров ДНК на специальной поверхности. Для каждого определенного гена есть специфический маркер. Когда ДНК инкубируется на чипе, маркеры связывают специфичные для них гены, подтверждая тем самым факт их наличия в исследуемом образце. Применение флуорохромов позволяет визуализировать ДНК, которая была связана на чипе. В лаборатории профессора Кори Гудман в Беркли были произведены ДНК-чипы, содержащие маркеры большинства генов мухи, поскольку геном дрозофилы расшифрован и хорошо изучен. В проекте "Чип-арт" я сотрудничаю с этой лабораторией, обучаясь тому, как "печатать" ДНК-чипы и как готовить образцы ДНК из клеток человека и мухи для проведения анализа. Подобные знания позволят мне генерировать изображения посредством инкубации чипов с образцами ДНК мух и людей.


Марта ди Минизиш. "Природе?" 1999-2000 гг. Heliconius melpomene с модифицированными крылом.

Искусственное - природное
В проекте "Природе?" я создала живых бабочек с несуществующими в природе узорами на крыльях. Этого удалось добиться, внеся определенные изменения в биологический механизм развития бабочек. Бабочки одновременно являются природными созданиями (их крылья состоят из нормальных живых клеток, без искусственных пигментов или рубцов) и образцами творчества художника.
Я изменила только один узор на одном крыле бабочек видов Bicyclus и Heliconius. В результате все эти бабочки имеют одновременно одно крыло с природным узором и одно с узором, созданным мной. Посредством этой асимметрии я попыталась подчеркнуть сходство и различия между нетронутым образцом и образцом, подвергшимся воздействию, между природным и новым природным.
В крыльях бабочки я пыталась выразить концепцию, связанную с нашим восприятием формы. Внося, изменяя или удаляя глазки и цветные пятна, мы можем в нашем воображении идентифицировать формы и ритмы, приятные нашим чувствам. Иной концептуальный уровень проекта заключается в выдвижении на первый план специфических особенностей природного узора крыла - например, удаление внешнего кольца у глазка с тем, чтобы просто показать его белый центр. У меня никогда не было намерения улучшить каким-либо образом "уже имеющийся" природный дизайн, как не было и намерения сделать что-то красивое еще более красивым. Я просто хотела исследовать возможности и ограничения биологических систем, создавая (в силу доступности) различные узоры, которые не являются результатом эволюционного процесса.




Марта ди Минизиш. "Природе?" 1999-2000 гг. Bicyclus anynana с модифицированными крылом. Фрагмент.

У меня всегда было намерение создать уникальных бабочек. Преобразования, инициированные в ходе проведения проекта, не касаются генного уровня; наследственная линия остается нетронутой, и поэтому внесенные изменения не передадутся потомству. Каждая модифицированная бабочка является оригиналом художественного произведения и отличается от любой другой. Новые искусственные узоры - это нечто, до сих пор не встречавшееся в природе, и после быстрого исчезновения организма их нельзя будет увидеть снова. Подобное произведение искусства имеет свое время жизни, ограниченное временем жизни отдельно взятой бабочки. Это форма искусства, которая в буквальном смысле живет и умирает. Это - одновременно искусство и жизнь. Искусство и Биология.

Перевод с английского Игоря Хадикова.

Автор выражает признание коллегам за содействие и творческую поддержку. Работы, упоминающиеся в тексте, были созданы в лабораториях: Лейденского Университета, Нидерланды ("Природе?"); Центра клинических наук, Лондон и Vivid, Бирмингем ("нуклеАрт"); Калифорнийского Университета в Беркли ("Чип-арт") и Оксфордского Университета, Англия ("Функциональные портреты", "Белковый портрет"). Данные проекты реализованы при содействии: П. Брейкфилда, A. Монтейро, Р. Кои, K. Купса, M. Бакс ("Природе?"); A. Помбо, M. Хиггботтома ("нуклеАрт"); П. Фигурейдо, Дж. Вальдман ("Функциональные портреты"); T. Мэгэлэс, К. Гудман ("Чип-арт"); Р. Альвес ("Белковый портрет").





НА ГЛАВНУЮ    ENGLISH

Как заказать эту книгу

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ:

I. МАСТЕРСКАЯ: наука и технологии

Светлана Боринская. Геномика и биотехнология: наука начала третьего тысячелетия.

Михаил Гельфанд. Вычислительная геномика: от пробирки к компьютеру и обратно.

Ирина Григорян, Всеволод Макеев. Биочипы как пример индустриальной биологии.

Валерий Шумаков, Александр Тоневицкий. Ксенотрансплантация: научные и этические проблемы.

Абрам Йойрыш. Правовые аспекты генной инженерии.

Павел Тищенко. Геномика: новый тип науки в новой культурной ситуации.
II. ФОРУМ: общество и геномная культура

Юджин Такер. Комната ожидания Дарвина.

Critical Art Ensemble. Биотехнология в общественном сознании: время обещаний.

SubRosa. Секс и гендер в век биотехнологий.

Рикардо Домингес. Неизбежность торжества нанотехнологий 3.0: фрагменты постбиотехнологической эры.

Биргит Рихард. Клоны и двойники. Тиражирование и воспроизведение "я" в кинообразах.

Свен Дрюль. Филогенез химер: от античности до наших дней.
III. ТОПОЛОГИЯ: от биополитики до биоэстетики

Борис Гройс. Искусство в эпоху биополитики.

Стивен Уилсон. Искусство и наука как культурные действия.

Мелентий Пандиловски. О феноменологии сознания, технологии и генетической культуре.

Рой Эскотт. Интерактивное искусство: на пороге постбиологической культуры.
IV. КОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: искусственная жизнь

Марк Бедо. Исследование гипертворчества человека с помощью технологии искусственной жизни.

Луи Бек. Искусственная жизнь под напряжением.

Алан Дорин. Виртуальные животные в виртуальных средах.

Криста Зоммерер, Лоран Миньоно. Использование принципов искусственной жизни в интерактивных компьютерных инсталляциях.
V. ТЕАТР НОВОГО ВРЕМЕНИ: ars genetica

Джордж Гессерт. История искусства с привлечением ДНК.

Кетлин Роджерс. Образ материи.

Брендон Балланже. Источники искусственного отбора.

Марта ди Минизиш. Лаборатория как мастерская художника.

Адам Заретски. Зоо-арт ломовой лошади и экзамен по биоэтике.
VI. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗА: ars chimaera

Джо Дэвис. Монстры, карты, сигналы и коды.

Дэвид Кремерс. Парадокс Дельбрюка. Версия 3.

Эдуардо Кац. Зеленый флуоресцирующий кролик.

Дмитрий Булатов. Искусство химер.

Валерий Подорога. Рене Декарт и Ars Chimaera.
VII. МЕТАБОЛА: искусство и культура ткани

Йонат Цурр. Усложненные понятия о жизни: "полуживые" существа.

Орон Каттс. Фрагменты конструирования жизни - влажная палитра тканевой инженерии.
VIII. P.S.

Дмитрий Пригов. Мы о том, чего сказать нельзя.

Галерея влажного искусства

Биографии

Библиография

Веблиография

Глоссарий


© кф гцси. евгений паламарчук | Jaybe.ru