Дэвид Kремерс ::: Биография

ПАРАДОКС ДЕЛЬБРЮКА ВЕРСИЯ 3.0

мы - первое поколение художников, стоящее перед проблемой не смертности, но бессмертия. благодаря последним достижениям биологических и компьютерных технологий, позволяющим продлевать жизнь, художники ХХI века столкнулись как с отменой их собственной художественной значимости, так и с увеличением того временного отрезка, что входит в понятие исторического контекста. из этой дилеммы цивилизация будет вынуждена создать новое мировоззрение, менее механистичное, чем то, что породила предыдущая индустриальная революция.

введение
никто больше не умирает. после пришествия фотографии мертвые остаются с нами. возможно, сегодня мэрилин монро, вечно молодая экранная легенда, живет жизнью лучшей, чем жизнь стареющей пьянчужки, каковую она могла бы вести в реальном времени.

это оттого, что новые инструменты, например интернет и проект "геном человека", расширили пейзаж, наш образ реальности. от описания предметов в дискретном пространстве мы перешли к наблюдению систем в пространстве отношений. сегодня мы живем в двух мирах, в образном мире, который дан нам в чувственном восприятии, и в концептуальном мире, который дан нам в умственном постижении. оба эти мира основаны на познании, и наши модели их неполны, а возможно и ложны. однако благодаря отсутствию догмы мы можем постоянно улучшать и обновлять их. конечно, это одна из главных причин тому, что люди чувствуют себя так неуверенно. мы не только видим, что мир вокруг нас непрерывно изменяется, но и знаем это. людям еще предстоит открыть для себя способ смотреть на вещи текуче, который позволит нам жить так, словно мы мчимся на гребне этой волны перемен, а не так, словно волна сбивает нас с ног. но, дабы достичь невиданного технологического прогресса - прогресса, о котором нам известно, что он не за горами - мы должны открыть эту новую точку зрения. технология становится больше похожа на садоводство, чем на производство, и, как в садоводстве, урожай не будет полностью нам подконтролен. чтобы войти в струю этого развития, людям придется меньше полагаться на количественный анализ и прогностические модели. чтобы урожай сложных систем жизни оказался богатым, людям придется развивать новые методы, постигая те факторы, что не подлежат простому измерению, а возможно и вовсе неизмеримы.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

мы стремительно движемся от цивилизации, основанной на манипуляции более или менее неодушевленными предметами, к цивилизации, основанной на порождении более или менее живых организмов.




Технология становится больше похожа на садоводство, чем на производство, и, как в садоводстве, урожай не будет полностью нам подконтролен.

самое главная ошибка насчет днк - это мысль, будто вся информация заложена в двойной спирали. это не так. там очень малая часть информации. ОЧЕНЬ МАЛАЯ… днк есть часть процесса, в который входят многочисленные повторы и прерывания… развивающийся организм впитывает информацию из среды, что окружает его. бактерии диктуют, как должна развиваться иммунная система. чувственное восприятие определяет развитие нервной системы. солнечный свет учит пигментацию работать. стив поттер

днк - это больше, чем просто программа. это программа, которая сама наращивает "влажное" пользовательское обеспечение своей системы. каждую секунду в наших телах делится по 25 миллионов клеток. в нашем теле 300 триллионов клеток. первичные организмы состояли из отдельных клеток, автономных и самодостаточных. превратившись в процессе развития в систему взаимозависимости и взаимодействия, высшие организмы способны адаптироваться к новым условиям, не развивая некую новую организацию. только гены способны экспериментировать с новыми моделями поведения. homo sapiens - единственный особый вид, модели поведения которого определяет культура, а не только генетика.

макс дельбрюк, основатель молекулярной биологии, считал парадоксальным, что та же самая материя, что подразумевается по термином "материя" в физике, может вести себя в полном соответствии с законами физики и все же не описываться ими. решение этой проблемы, как считал дельбрюк, кроется не в том, чтобы без конца расщеплять фрагменты днк на простые частицы, но в осознании, что, погрузившись в пучину живой ткани, можно поднять на поверхность новые парадоксы и новые законы природы.

…точка зрения морали в вопросах технологии слишком часто служит заменой пониманию. маршалл маклюэн

моралистические дискуссии о генетике служат эмоциональным субститутом для подлинного понимания технологии. клонируя человека, вы не получите урода-франкенштейна, собранного из разных частей. вы получите младенца. нам следует говорить о том, как создавать и растить детей, а не чудовищ. больше нельзя рассматривать мир как нечто хорошее в противовес плохому. новая ситуация больше напоминает природу: один хороший организм в противовес другому хорошему организму.




Наука - это, может быть, последнее табу в искусстве.

метод и материалы
в 1992 году в калифорнийском технологическом мы начали с того, что приложили эту точку зрения к живописи. при помощи всего нескольких простых лабораторных действий из одноклеточных организмов - бактерий e.coli, генетически модифицированных так, чтобы выделять естественные окрашенные энзимы и комбинации белков, реагирующие на специальные генетические красители, - можно выращивать серии картин. в процессе создания эти картины остаются совершенно прозрачными, как если бы некто рисовал тающим снегом по льду. через 16-18 часов с акрилового листа удаляется влага, чтобы прекратить размножение бактерий. затем произведение герметически опечатывается синтетическим полимером, и работа вступает в статичный период.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

вторая серия отражала ранние стадии формирования эмбриона, общие для всех млекопитающих: на первых этапах нашего развития мы все выглядим абсолютно одинаково - люди, мыши и даже киты. непосвященным эти картины напоминали цветные абстракции, однако их названия - "гаструляция", "параксиальная мезодерма", "висцеральные дуги" и т.д. - указывали на то, что в основе этих работ лежит нечто конкретное. собственно, это и были вовсе не абстракции, а традиционные портреты, только выполненные нетрадиционным способом.


Нам следует говорить о том, как создавать и растить детей, а не чудовищ.

позднее мы вырастили третью серию диптихов, где каждая половина являлась клоном соседней. эти пластины крепятся перпендикулярно плоскости стены таким образом, чтобы свет, проходя сквозь них, вызывал длинную цепь отраженных и преломленных подобий. созданные из единого генетического кода, в одинаковых начальных условиях и выращенные в одной среде, эти клоны подобны человеческим близнецам. издали они кажутся одинаковыми, но более пристальный взгляд обнаруживает множество едва заметных различий. они представляют собой наглядные пособия на тему возможности замены природных органов клонированными - суть этой идеи в том, что если у нас есть фрагмент нашей днк и подробная карта подлежащего замене органа, мы можем бережно и осмотрительно вырастить клетки, которые далее сложатся в такой же орган и будут исправно функционировать. сегодня уже существуют высокоточные четырехмерные карты химических взаимодействий в живой ткани с точностью до фемтосекунды*. мы называем их "садами".

результаты
…созданные из самой материи жизни, эти удивительные абстракции не описывают и не репрезентируют жизнь - они участвуют в ее круговороте. дэвид пэджел


Будущее будет не более "естественным", нежели "искусственным".

любые высокие технологии - будь то компьютерное программирование, биотехнологические методы или способы получения произведения искусства (как в моем случае) - основываются на системах операций, применяемых по строго определенным правилам, или алгоритмах. единственный способ узнать результат выполнения такого алгоритма - это запустить его. и каждый раз, когда вы запускаете алгоритм в разных средах, условиях и обстоятельствах, результат будет разным.

результат, как предсказывал дельбрюк, одновременно и проливает свет на многие вещи, и ставит нас в тупик. наука - это, может быть, последнее табу в искусстве. некоторые зрители говорят, что идут смотреть искусство, чтобы "отвлечься" от науки и техники; другие же настолько слабо ориентируются в базовых вопросах науки, что уверены, будто все, что имеет отношение к научной сфере, непременно связано только с математикой и поэтому они никогда не смогут "понять" современное искусство. современная наука и современное искусство имеют много общих аспектов; ни к тому, ни к другому сегодня уже нельзя приобщиться посредством простого наблюдения, но хотя бы минимальная образованность открывает перед нами целые миры нового опыта.

даже те зрители, что не обладают априорным знанием техники и не способны полностью понять тему, замечают, глядя на наши картины, что "здесь есть какое-то различие", и со всепоглощающим любопытством ищут ответа. другой непредвиденный даже для художника результат заключается в том, что эти изображения получаются настолько живыми, что человеческий разум оказывается не в состоянии составить исчерпывающую топографию произведения. каждый раз, стоит сравнить картину с ее фотографией, сделанной, когда она пребывала в стабильном состоянии, внезапно обнаруживаются новые явления - и память подтверждает собственную ненадежность.




Мы должны задаться вопросом: чего хочет этот артефакт? Где ему нужно жить?

идеи - суть формы жизни. артефакты, которые создают люди, будь они художники или банкиры, - суть просто временные тела для этих форм жизни. наши артефакты должны обладать способностью поддерживать свое собственное существование. тем самым, чтобы торговать любым живым артефактом, необходимо быть способным поступить во благо этому артефакту… мы должны задаться вопросом: чего хочет этот артефакт? Где ему нужно жить?

дискуссия
парадигма художника уже 150 лет как устарела. быть художником сегодня - все равно что пытаться быть чемпионом по бегу на планете, где нет ни тренеров, ни команды, за которую ты выступаешь. представьте себе, что значит объяснять молекулярную биологию аудитории, находящейся на уровне экспериментов Менделя с горошком.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

следуя логике дельбрюка, можно заявить, что будущее будет не более "естественным", нежели "искусственным". напротив, способы, используемые нами для создания искусственных объектов, станут более органичными, а абстрактная концептуальная мысль сольется с повседневным восприятием. многие предсказанные загодя ошибки отпадут, а цивилизация станет менее антропоцентричной, чем нынешняя традиционная западная. если мы хотим заразить мир искусством, мы должны положить конец своему белковому шовинизму.

по мере расшифровки человеческого генома и по мере того, как выявляется его сходство с геномами других животных, мне кажется все более ошеломляющим понятие жизни, общей для всех. я вижу, что уже в силу эволюционных причин люди представляют собой создания, взаимодействующие и интегрирующиеся друг с другом. мы отличаемся, например, от растительных форм жизни тем, что растения живут в сравнительной изоляции друг от друга. люди живут вместе.

следующий уровень эволюции человека - это не столько физическое, сколько интеллектуальное изменение. оно пугает тем, что, видимо, нам придется им управлять. в этом и заключается культурный эквивалент индивидуальности.

дэвидкремерс
концептуальный художник, caltech
2002

Перевод с английского Анны Матвеевой.

* Фемтосекунда - миллиардная доля микросекунды. (Прим. пер.)




НА ГЛАВНУЮ    ENGLISH

Как заказать эту книгу

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ:

I. МАСТЕРСКАЯ: наука и технологии

Светлана Боринская. Геномика и биотехнология: наука начала третьего тысячелетия.

Михаил Гельфанд. Вычислительная геномика: от пробирки к компьютеру и обратно.

Ирина Григорян, Всеволод Макеев. Биочипы как пример индустриальной биологии.

Валерий Шумаков, Александр Тоневицкий. Ксенотрансплантация: научные и этические проблемы.

Абрам Йойрыш. Правовые аспекты генной инженерии.

Павел Тищенко. Геномика: новый тип науки в новой культурной ситуации.
II. ФОРУМ: общество и геномная культура

Юджин Такер. Комната ожидания Дарвина.

Critical Art Ensemble. Биотехнология в общественном сознании: время обещаний.

SubRosa. Секс и гендер в век биотехнологий.

Рикардо Домингес. Неизбежность торжества нанотехнологий 3.0: фрагменты постбиотехнологической эры.

Биргит Рихард. Клоны и двойники. Тиражирование и воспроизведение "я" в кинообразах.

Свен Дрюль. Филогенез химер: от античности до наших дней.
III. ТОПОЛОГИЯ: от биополитики до биоэстетики

Борис Гройс. Искусство в эпоху биополитики.

Стивен Уилсон. Искусство и наука как культурные действия.

Мелентий Пандиловски. О феноменологии сознания, технологии и генетической культуре.

Рой Эскотт. Интерактивное искусство: на пороге постбиологической культуры.
IV. КОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: искусственная жизнь

Марк Бедо. Исследование гипертворчества человека с помощью технологии искусственной жизни.

Луи Бек. Искусственная жизнь под напряжением.

Алан Дорин. Виртуальные животные в виртуальных средах.

Криста Зоммерер, Лоран Миньоно. Использование принципов искусственной жизни в интерактивных компьютерных инсталляциях.
V. ТЕАТР НОВОГО ВРЕМЕНИ: ars genetica

Джордж Гессерт. История искусства с привлечением ДНК.

Кетлин Роджерс. Образ материи.

Брендон Балланже. Источники искусственного отбора.

Марта ди Минизиш. Лаборатория как мастерская художника.

Адам Заретски. Зоо-арт ломовой лошади и экзамен по биоэтике.
VI. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗА: ars chimaera

Джо Дэвис. Монстры, карты, сигналы и коды.

Дэвид Кремерс. Парадокс Дельбрюка. Версия 3.

Эдуардо Кац. Зеленый флуоресцирующий кролик.

Дмитрий Булатов. Искусство химер.

Валерий Подорога. Рене Декарт и Ars Chimaera.
VII. МЕТАБОЛА: искусство и культура ткани

Йонат Цурр. Усложненные понятия о жизни: "полуживые" существа.

Орон Каттс. Фрагменты конструирования жизни - влажная палитра тканевой инженерии.
VIII. P.S.

Дмитрий Пригов. Мы о том, чего сказать нельзя.

Галерея влажного искусства

Биографии

Библиография

Веблиография

Глоссарий


© кф гцси. евгений паламарчук | Jaybe.ru