Эдуардо Кац ::: Биография

ЗЕЛЕНЫЙ ФЛУОРЕСЦИРУЮЩИЙ КРОЛИК

Мой трансгенный проект "GFP Bunny" состоит из трех основных аспектов: получение и выращивание флуоресцирующего млекопитающего (кролика); организация публичных дискуссий и работа с общественным мнением; социальная адаптация генно-измененного животного. Аббревиатура "GFP" (green fluorescent protein) означает "зеленый флюоресцирующий белок". "Зеленый флюоресцирующий кролик" ("GFP Bunny") был получен в 2000 г. и впервые представлен общественности в Авиньоне (Франция). Несколько ранее мной было предложено определение трансгенного искусства [1] как новой формы художественного творчества, основанной на использовании методов генной инженерии с целью создания прежде не существующих живых организмов. Разумеется, это необходимо делать с большой осторожностью, учитывая все сопутствующие проблемы и сложности и, прежде всего, проявляя уважение, заботу и любовь к существу, которое появилось на свет подобным образом.

Здравствуй, Альба!
Никогда не забуду, как я впервые взял ее на руки. Это произошло 29 апреля 2000 года во французском городе Жу-ин-Жоза. Тревожное ожидание, наконец, сменилось радостью и восторгом. Вместе с женой и дочкой мы решили назвать кролика Альбой. Все с удовольствием играли с этим очаровательным, нежным существом. Я нянчил и ласкал ее, а она замирала у меня на руках, уткнувшись мордочкой мне под мышку, очевидно считая себя там в полной безопасности. Альба сразу же пробудила во мне острое чувство ответственности за ее жизнь и благополучие.
Альба, несомненно, существо особенное, но я хочу подчеркнуть, что ее уникальные природные и генетические свойства являются лишь одним из компонентов цельного художественного произведения под названием "GPF Bunny". Это комплексная социальная работа, которая началась с получения химерного млекопитающего, прежде не существовавшего в природе (не в строго биологическом значении этого понятия - как организма, состоящего из клеток с различной генетической информацией, - а в культурно-художественном смысле, как некоего "фантастического" животного). Основные цели данного проекта заключаются в следующем: 1) продолжение диалога между специалистами в различных областях (искусство, наука, философия, законодательство, коммуникация, литература, социология) и общественностью по вопросам этических и культурных аспектов генной инженерии; 2) стимуляция полемики о предполагаемой доминантной роли ДНК в процессе формирования организма по сравнению с комплексным пониманием взаимосвязи генетики, живого организма и окружающей среды; 3) расширение концепции биологического разнообразия и развития через интенсификацию работ на геномном уровне; 4) исследование межвидовой коммуникации между человеком и трансгенным млекопитающим; 5) представление интерактивных особенностей художественного проекта и презентация "GFP Bunny" в социальном контексте; 6) изучение понятий "нормальности", "гетерогенности", "чистоты", "гибридности", "различия"; 7) рассмотрение переноса генетического материала через традиционные межвидовые барьеры в качестве одной из форм коммуникации несемиотического свойства; 8) изучение путей адекватного восприятия обществом на эмоциональном и концептуальном уровнях возможности существования трансгенных животных; 9) расширение диапазона художественного творчества за счет стратегий прямого внедрения новых форм жизни.

Свет в окошке
Зеленый флюоресцирующий кролик Альба - альбинос. Это означает, что благодаря отсутствию кожного пигмента при нормальном состоянии среды она, как и все ее сородичи, представляет собой животное белого цвета с красными глазами. Она начинает флуоресцировать только в особенных условиях - излучая свет в зеленом диапазоне спектра (максимальный уровень эмиссии - 509 nm) исключительно в ответ на ее освещение синим или ультрафиолетовым светом (длина волны - 488 nm).

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Первая стадия проекта "GFP Bunny" завершилась в феврале 2000 года в городе Жу-ин-Жоза рождением Альбы. Это произошло благодаря неоценимой помощи моих французских коллег - зоосистематика Луи Бека, ученых Луи-Марии Худеби и Патрика Пруне. [3] Имя кролику выбирали моя жена Рут, дочь Мириам и я сам. Настало время переходить к общественной части проекта и организовывать активный диалог, который начался с первого публичного объявления о рождении Альбы на "Planet Work Conference" в Сан-Франциско 14 мая 2000 года. Третья стадия - возвращение кролика в Чикаго, где Альба поселится в нашем доме и станет членом семьи.

От одомашнивания к селекции
История сосуществования человека и кролика прослеживается вплоть до библейских времен. В Книге Левита (Лев. 11, 5) и во Второзаконии (Втор. 14, 7) есть упоминание "saphan", что на иврите означает "кролик". Финикийские мореплаватели обнаружили этих животных на Пиренейском полуострове около 1100 г. до н.э. Они решили, что это даманы (Procavia или Heterohyrax) и назвали новую землю "i-shepan-im" (страна даманов). Поскольку Пиренейский полуостров расположен к северу от Африки, его географическое положение позволяет выдвинуть другую гипотезу происхождения названия от слова "sphan", означающего "север". Кролики также были частью культуры Египта. Римляне адаптировали слово "i-shephan-im" на латынь как "Hispania", и это стало одной из версий происхождения слова "Испания". Римский географ Страбон (64 г. до н.э. - 21 г. н.э.) в книге III своей "Географии" назвал Испанию "страной кроликов". Позднее римский император Сервий Гальба (5 г. до н.э. - 69 г. н.э.), чье правление продолжалось всего один год (68 - 69 г. н.э.), выпустил монету с изображением Испании в виде женщины с кроликом у ног. Аналогичная монета была выпущена римским императором Публием Адрианом (117 - 138 г). Одомашнивание кроликов началось в Римской империи. Животные содержались в больших огороженных загонах, где могли свободно пастись и размножаться. Особенное значение кролики имели для ацтеков. "Tochtili" - кролик - был символом восьмого дня Tonalpohualli, священного календаря ацтеков. В этом календаре именно кролик символизирует дату сотворения Земли.


Эдуардо Кац. "Зашифрованные камни", 2001 г. Перевод в стандартный "четырехбуквенный" код ДНК отрывок из книги Бытия, гласящий: "…владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякой тварью, пресмыкающейся на земле". Публикуется с любезного разрешения автора. Собственность галереи Джулии Фридман, Чикаго.

Активную роль в эволюции кроликов человек начал играть в VI-X века н.э. Монахи Южной Франции полностью одомашнили кроликов и стали заниматься их целенаправленным разведением. Кролика нельзя путать с зайцем: они похожи внешне, но фактически принадлежат к разным видам. Сравнительные исследования молекулярной биологии зайца и кролика показали, что эволюционное разделение этих видов произошло и продолжилось в качестве самостоятельного развития около 20 миллионов лет назад. Европейский кролик (Oryctolagus cuniculus), распространенный на территории юго-западной Европы и Северной Африки, является предком всех пород домашних кроликов. Начиная с шестого века кролик, благодаря своему природному дружелюбию и коммуникабельности, все чаще становится домашним любимцем. Однако так происходит не во всех странах. В США кролик - одно из самых популярных домашних животных, как, например, собака или кошка, а во Франции его практически не содержат в семье. Но в любом случае именно искусственная селекция, инициированная человеком, обусловила морфологическое разнообразие пород кроликов во всем мире. Первые свидетельства отличия окраса и размера одомашненных кроликов от диких датируются XVI веком. Несмотря на то, что в дикой природе ученые продолжают открывать новые виды кроликов (в 1999 г. на Суматре обнаружен полосатый кролик), первые реальные результаты селекционного разведения домашних кроликов датируются XVIII веком, когда был получен ангорский кролик с исключительно густым и красивым мехом. [5] Процесс одомашнивания, начавшийся в VI веке и совпавший с расширяющейся глобальной миграцией и торговлей, привел к появлению множества новых пород и внедрению кроликов в иную среду обитания, отличную от места их происхождения. Во всем мире существует более ста пород кроликов, но число "признанных" племенными различно в каждой стране. Например, Американская ассоциация кролиководства (ARBA) "признает" в США только 45 племенных пород, считая все остальные находящимися в стадии развития.
В дополнение к целенаправленной селекции морфологическое разнообразие пополняется путем естественных генетических вариаций. Например, кролик альбинос - результат естественной (рецессивной) мутации. В дикой природе он имеет минимум шансов на выживание, так как является идеальной добычей для хищника из-за отсутствия кожного пигмента, необходимого для маскировки. Но поскольку это результат селекционной деятельности человека, альбиносы часто встречаются в домашних условиях. Сохранение и разведение альбиносов также связано с древними культовыми традициями: многие древние племена верили, что животное-альбинос обладает особой духовной силой, поэтому соблюдали строгие правила их охраны. [6]


Эдуардо Кац. "Зашифрованные камни", 2001 г. Публикуется с любезного разрешения автора. Собственность галереи Джулии Фридман, Чикаго.

От селекции к трансгенезу
"GFP Bunny" - прежде всего произведение трансгенного искусства, а не селекционный проект. Разница между этими двумя понятиями заключается в принципах и методах работы и ее основных целях. Традиционное животноводство - длительный селекционный процесс, целью которого является выведение чистой породы со стандартными формами, признаками и свойствами, как правило, для определенных практических нужд человека. По мере распространения из сельских районов в городскую среду селекция все больше концентрировалась на поведенческих характеристиках, но продолжала руководствоваться визуальными и морфологическими принципами. Трансгенез, напротив, предлагает эстетическую концепцию, более ориентированную на социальные, а не практические аспекты биологической вариативности. Эта концепция ставит под сомнение общепринятые понятия генетической чистоты, инкорпорирует практические методы работы на геномном уровне, а также в новом свете представляет идею "плавного" развития теории видов (учитывая интенсивный расширяющий аспект трансгенной деятельности в будущем).
Как художника меня, прежде всего, интересует не получение генетических объектов, а создание трансгенных социальных субъектов. Другими словами, самое важное для меня - это комплексный процесс получения генно-измененного животного (в данном случае - кролика), интеграции его в общество и создания для него атмосферы безопасности, заботы и любви, чтобы он мог расти здоровым и довольным. Подобный комплексный подход чрезвычайно важен, поскольку способствует введению генной инженерии в социальный контекст с последующей возможностью конструктивного разрешения проблем соотнесения личного и общественного. Таким образом биотехнология, частная жизнь семьи и социальная общественная сфера рассматриваются в единой взаимосвязи. Трансгенное искусство не занимается созданием генетических объектов - ни инертных, ни насыщенных энергией. Такой подход по идее предполагал бы объединение практической сферы биологических наук (биология, медицина, антропология, социология и т.п.) и традиционных эстетических принципов, где превалируют практические интересы, материальная стабильность и герменевтическая изоляция. Суммируя уроки диалогической философии [7] и когнитивной этологии [8], трансгенное искусство должно способствовать адекватному восприятию внутренней интеллектуальной жизни трансгенного животного, ее пониманию и уважению к ней. В контексте трансгенного искусства понятие "эстетика" объединяет создание, социализацию и интеграцию в единый творческий процесс. Задача заключается не в том, чтобы полученный кролик соответствовал определенным требованиям или прихотям автора, а в том, чтобы получать удовольствие от общения с уникальной индивидуальностью этого существа (одинаковых трансгенов не бывает), уважая его за внутренние достоинства.
Важное свойство "GFP Bunny" заключается в том, что Альба, как все другие кролики, очень коммуникабельна и нуждается в общении путем различных коммуникационных сигналов - голоса, физического контакта. По моему убеждению, интерактивное искусство будущего должно принципиально отличаться от того, что имело место в двадцатом веке. "GFP Bunny" предлагает одно из возможных альтернативных направлений, где концепция интерактивности основывается на понятии личной ответственности (забота и возможность ответной реакции). "GFP Bunny" воплощает в художественном творчестве то, что Мартин Бубер называл диалогическими взаимоотношениями [9], Михаил Бахтин - диалогической сферой бытия [10], Эмиль Бенвенист - интерсубъективностью [11], Умберто Матурана - согласованным доменом [12]: общие сферы восприятия, познания, действия, где два или более чувствующих индивида (не обязательно человека) могут соотносить свое бытие путем диалога. Работая над проектом, я также обратился к философии инаковости Эмманюэля Левинаса [13], который утверждает, что наша схожесть с

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Таким образом, проблема заключается не в том, как полностью устранить ограничение (невозможность), а в том, как сохранить его достаточно недифференцированным, чтобы мысли, ощущения и действия участников имели приоритетное значение. Я считаю, что для этого необходимо направить все усилия на то, чтобы максимально учитывать решения и поведение участников, значительно ослабить регулирование хода работы, принимать практику эксперимента в том виде, как она есть, в качестве трансформативного поля возможностей, учиться на опыте, развиваться вместе с ситуацией, эффективно перестраиваться по ходу процесса. Альба является участником трансгенного художественного произведения "GFP Bunny" точно также, как и любой индивид, вступающий с ней в контакт или интересующийся проектом. В данной ситуации задействован целый комплекс взаимосвязей между жизнью в семье, социальными различиями, научной работой, межвидовой коммуникацией, общественным мнением, этикой, интерпретацией СМИ и художественным контекстом.




Эдуардо Кац. "Бытие", 1999 г. Фрагмент экспозиции на фестивале “Ars Electronica”. Собственность галереи Джулии Фридман, Чикаго.

В течение всего двадцатого века искусство постепенно отходило от графического изображения, создания объектов и визуального восприятия. Художники искали новые направления, которые могли бы более непосредственно отображать социальные перемены. Они сосредоточили свое внимание на процессе, концепте, акции, интеракции, новых средствах коммуникации, контекстах, критических дискурсах. Трансгенное искусство признает все неологизмы, но в то же время предлагает радикальный отход от них и ставит во главу угла вопрос о реальном создании жизни. Несомненно, что трансгенез развивается в более широком контексте глобальных изменений в других областях. В двадцатом веке физика признала понятия неопределенности и относительности, антропология подвергла жесткой критике этноцентричность, философия денонсировала истину, литературная критика порвала с герменевтикой, астрономия открыла новые планеты, биология обнаружила микробы-"экстремофилы", которые существуют в условиях, до сих пор считавшихся невозможными для жизни, молекулярная биология сделала клонирование реальностью.
В данном проекте трансгенное искусство рассматривает роль человека в эволюции кролика как естественный элемент, очередную ступень развития естественной истории человека и кролика. Ведь одомашнивание - двунаправленный процесс: по мере одомашнивания кролика человеком кролик, в свою очередь, одомашнивает человека. Если телеономия является предполагаемой целью организации живых систем [15], то трансгенное искусство предлагает менее утилитарный и очевидный подход к проблеме. Преодолев метафорические границы художественного произведения как живого организма и войдя в комплексное воплощение тропа, трансгенное искусство раскрывает наукам о жизни внетелеономическую область. То есть, в контексте трансгенеза человек оказывает влияние на организацию живых систем, но это влияние не имеет прагматической цели. Трансгенное искусство не пытается сдерживать, провоцировать или направлять дискуссию. Оно стремится открыть новые перспективы, вносящие неоднозначность и остроту туда, где мы привыкли к полярности позитивного "за" или негативного "против". "GFP Bunny" лишь подтверждает тот факт, что трансгенные животные - нормальные существа, являющиеся такой же частью социальной жизни, как любая другая живая форма, и заслуживают такую же любовь и заботу, как и все остальные живые организмы. [16]




Эдуардо Кац. "Зеленый флуоресцирующий кролик - парижская интервенция", 2000 г. Собственность галереи Джулии Фридман, Чикаго.

Разрабатывая проект "GFP Bunny", я уделил особое внимание предотвращению потенциального вреда. Только убедившись в абсолютной безопасности проекта, я принял решение приступить к его воплощению. [17] В процессе работы неожиданностей не возникло: генетическая последовательность, ответственная за получение зеленого флуоресцирующего белка, была введена в геном путем зиготной микроинъекции. [18] Беременность протекала нормально. "GFP Bunny" не является какой-либо новой формой генетического эксперимента. Технология микроинъекции и зеленый флуоресцирующий белок давно стали классическими инструментами молекулярной биологии. Зеленый флуоресцирующий белок успешно отработан на многих организмах, включая млекопитающих. При трансгенной интеграции в геном-реципиент не возникает никаких мутагенных эффектов. Другими словами, зеленый флуоресцирующий белок безопасен для кролика. Важно также отметить, что проект "GFP Bunny" не нарушает социальных норм и установок. Ведь человек определял эволюционное развитие кролика в течение как минимум 1400 лет.

Альтернативы инаковости
Оценивая наши взаимоотношения с компаньоном-кроликом [19], его действия нельзя очеловечивать. Такие отношения не вполне осязаемы, ясны, но представляют собой плодородную почву для исследователя-художника, выводя интерактивность на уровень интерсубъективности. Все в мире существует во взаимоотношении с чем-либо еще. Изолированности нет. Сосредоточив свою работу на взаимосвязи биологических, технологических и гибридных сущностей, я старался привлечь внимание к этом простому, но фундаментальному факту. Говоря о взаимосвязи или интерсубъективности, мы признаем социальный аспект сознания. Таким образом, концепция интерсубъективности непременно должна учитывать сложность умственной деятельности животного. В таком контексте, а особенно в отношении "GFP Bunny", необходимо быть готовым к пониманию мышления кролика, в нашем случае - индивидуальности Альбы. Существует всеобщее заблуждение о том, что интеллект кролика ниже интеллекта, например, собаки, только потому, что наряду с другими особенностями кролику трудно обнаружить пищу, находящуюся прямо перед его носом. Причина этого простого феномена становится ясна, если мы учтем, что зрительная система кролика устроена таким образом, что его глаза расположены высоко по обеим сторонам черепа, обеспечивая обзор практически на 360 градусов. В результате у кролика остается лишь одно "слепое" пятно: примерно 10 градусов непосредственно перед его носом и под подбородком. [20] Несмотря на то, что кролик не видит объекты так же резко, как мы, он способен узнавать отдельных людей по голосу, телодвижениям и запаху, при условии, что человек общается со своим животным регулярно и кардинально не меняет свой имидж (надевая, например, новый костюм, изменяющий фигуру, или используя сильные духи). Конечно, знания зрительной системы кролика недостаточно для объективной оценки его сознания, но это дает ключ к пониманию некоторых внутренних особенностей его поведения и адаптации наших собственных действий для создания более комфортной обстановки для всех участников общения.
Альба - здоровое и благородное животное. В противоположность распространенным представлениям о трансгенных организмах как о монстрах, ее экстерьер и цвет ничем не отличается от обычного кролика-альбиноса. Если не знать о способности Альбы светиться, в ней невозможно заметить чего-либо необычного. Таким образом, Альба опровергает определение инаковости, относящееся к морфологии и поведенческим реакциям. Во многих культурах взаимоотношения с животными многое говорят о характере человека. Ежедневное сосуществование и взаимодействие с представителями других видов животного мира напоминает нам о нашей уникальности и одновременно позволяет нам использовать те измерения человеческого сознания, обычно подавляемые в быту (например, бессловесная коммуникация), которые показывают, как близко мы находимся к животным. Чем теснее становится наше домашнее сосуществование с животными, тем дальше селекционная деятельность отходит от функциональности и культивирования прежде всего рабочих качеств особей. Наши отношения с животным миром меняются кардинальным образом одновременно с исторической обстановкой, на которую исключительное влияние оказывают политическое давление, научные открытия, технический прогресс, экономические возможности, художественные достижения и развитие философской мысли. По мере расширения осознания физических пределов человека при введении новых генов в человеческий организм наши контакты с животными, нас окружающими, также меняются. Молекулярная биология доказала, что геном человека не имеет доминирующего значения, каких-либо особенностей или радикальных отличий. Он состоит из тех же базовых элементов, которые присущи другим известным формам жизни, и может рассматриваться как часть более обширного геномного континуума во всем его разнообразии и вариативности.
Западные философы от Аристотеля до Декарта, от Локка до Лейбница, от Канта до Ницше и Бубера подходили к решению загадки животного начала различными способами, менявшимися с течением времени и по-разному объяснявшими их видение человеческой природы. Декарт и Кант (как и Аристотель) снисходительно и несколько свысока относились к интеллектуальной жизни животных, но Локк, Лейбниц, Ницше и Бубер, в разной степени, проявляли большую толерантность к нашим братьям-эукариотам. [21] Возможность инициирования жизни путем применения генной инженерии влечет необходимость переоценки культурной объективизации (олицетворения) и индивидуальной субъективизации животных, таким образом возобновляя исследование ограничений и потенциальных возможностей того, что мы называем человеческой природой. Я не считаю, что генная инженерия раскрывает тайну мироздания и того, что мы называем жизнью. Это может произойти лишь в том случае, если мы будем отдавать предпочтение биотехнологии за счет других теорий и практик (альтернативный подход рассматривает биотехнологии как один из элементов общей полемики) и если мы встанем на редукционистскую точку зрения (не разделяемую большинством биологов), при которой жизнь является всего лишь объектом генетики. Трансгенное искусство полностью отрицает такой подход и настаивает на том, что коммуникация и взаимодействие между существами "разумными" и "неразумными" являются основой жизни. Трансгенное искусство, не принимая перевод сложности жизненных процессов лишь на уровень генетики, особое внимание уделяет социальному существованию организмов и выдвигает на первый план эволюционный континуум и поведенческие характеристики видов. Тайна и красота жизни становятся еще более притягательными, как только мы начинаем осознавать свое тесное родство с другими биологическими видами. Мы должны понимать, что жизнь на Земле из ограниченного генетического набора развилась до колоссального разнообразия: бактерии, растения, насекомые, рыбы, рептилии, птицы, млекопитающие и т.д.


Эдуардо Кац. "Свободная Альба!" 2001 г. Публикуется с любезного разрешения автора. Собственность галереи Джулии Фридман, Чикаго.

Трансгенез, искусство и общество
Генетическая терапия обязана своим успехом преимуществам изменения генома человека в целях излечения болезней и улучшения условий жизни. В этом случае введение чужеродного генетического материала в геном человека можно рассматривать не только как желательное, но даже необходимое действие. Подобные достижения молекулярной биологии иногда используются для оживления призраков евгеники и биологической войны, что приводит к опасениям банализации и злоупотреблений. Такие опасения имеют вполне законное основание и исторические корни [22] и требуют к себе внимания. Ситуацию усугубляют компании, использующие для убеждения общественности пустые риторические стратегии, но уклоняющиеся от серьезного обсуждения проблем и преимуществ технологического развития. Действительно, существуют и серьезные угрозы, например, возможная утрата конфиденциальности личной генетической информации и использование неприемлемых методов и практик, таких как биопиратство (присвоение и патентование личного генетического материала без официально оформленного разрешения).


Эдуардо Кац. "Свободная Альба!" 2001 г. Публикуется с любезного разрешения автора. Собственность галереи Джулии Фридман, Чикаго.

Рассматривая данные проблемы, мы не можем игнорировать тот факт, что полный запрет генетических исследований может остановить развитие столь необходимых методов лечения многих неизлечимых заболеваний человека и животных. Однако ситуация гораздо сложнее.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Вместо слепого и категорического отрицания этой технологии, уже ставшего частью новой биополитики [23], граждане открытых демократических государств должны учитывать разные точки зрения на этот предмет, изучать историческую подоплеку вопроса, овладевать терминологией, понимать суть проводящихся исследований и экспериментов, вырабатывать собственную точку зрения, дискутировать и делать собственные выводы, стремиться к достижению взаимопонимания и согласия по спорным вопросам. Данная задача исключительно сложна, но вред, наносимый откровенным очковтирательством, упорной оппозицией или безразличием, может привести к необратимым последствиям.






Эдуардо Кац. "Восьмой день", 2001 г. Фрагмент экспозиции в Институте искусств Государственного университета Аризоны. Публикуется с любезного разрешения автора. Собственность галереи Джулии Фридман, Чикаго.

В такой ситуации искусство приобретает социальную значимость. Предметная область искусства символична, даже если она возникает непосредственно в установленном контексте, поэтому именно искусство может внести существенный вклад в раскрытие культурных импликаций происходящей революции и предложить альтернативный взгляд на биотехнологию и способы ее применения. Трансгенное искусство - форма генетической записи, находящаяся одновременно внутри операционного поля молекулярной биологии и вне его. Таким образом, оно осуществляет связь и настраивает диалог между наукой и культурой. Трансгенез имеет возможность помочь науке осознать важность коммуникационных и социальных аспектов развития организмов. Он также может путем влияния на организм в целом и его окружающую среду (контекст) способствовать опровержению общего заблуждения в том, что ДНК является "контрольной молекулой". И, наконец, трансгенное искусство внесет свой вклад в развитие эстетической стороны вопроса, открывая новое символическое и прагматическое измерение искусства как в буквальном смысле способа создания жизни и ответственности за нее.

Перевод с английского Юлии Шпаковой.

Ссылки и примечания:
Этот текст был опубликован в книге: Dobrila, P.T., and Kostic, A. (eds.) Eduardo Kac: Telepresence, Biotelematics, and Transgenic Art (Maribor, Slovenia: Kibla, 2000), pp.101-131. Текст с подробными примечаниями см.: <http://www.ekac.org/gfpbunny.html>

[1]. Kac, E. "Transgenic Art." In: Leonardo Electronic Almanac, Vol. 6, N. 11, December 1998. Также опубликовано в: Stocker, G., and Schopf, C. (eds.) Ars Electronica '99 - Life Science (Vienna, New York: Springer, 1999), pp.289-296.
[2]. Подробнее о зеленом флуоресцирующем белке как о генетическом маркере, см.: Chalfie, M., Kain, S. Green fluorescent protein: properties, applications, and protocols (New York: Wiley-Liss, 1998).
[3]. Художник, куратор и организатор Луи Бек определяет специфику своей творческой деятельности через термин "зоосистематики" (цифровое моделирование живых систем). Луи-Марии Худеби и Патрик Пруне - биологи Национального института агроисследований (Франция).
[4]. Об исторических аспектах приручения животных, см.: Caras, R.A. A Perfect Harmony: The Intertwining Lives of Animals and Humans Throughout History (New York: Simon and Schuster, 1996). Об эволюции кроликов с точки зрения молекулярной биологии см.: Su C., and Nei M., "Fifty-million-year-old polymorphism at an immunoglobulin variable region gene locus in the rabbit evolutionary lineage." Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 1999 Aug 17; 96 (17): 9710-5; and Halanych, K.M., and Robinson T.J. 1999. "Multiple Substitutions Affect the Phylogenetic Utility of Cytochrome b and 12S rDNA Data: Examining a Rapid Radiation in Leporid (Lagomorpha) Evolution." В: Journal of Molecular Evolution. 48: 369-379.
[5]. Rochambeaus, Thebault R. G. (1989) "Angora rabbit: breeding and genetics." In: Productions Animales, Vol. 2, N. 2, pp.145-154.
[6]. Подробнее о культовых традициях отдельных племен см.: Gill, S.D. Dictionary of Native American mythology (New York: Oxford University Press, 1994). См. также: Hirschfelder, A.B. Encyclopedia of Native American religions: an introduction (New York: Facts on File, 2000).
[7]. Новый импульс развитию диалогической философии ХХ века придала деятельность Мартина Бубера, автора вышедшей в 1923 году книги "I-Thou" ("Я и Ты"), где он утверждает, что существует два типа человеческих взаимоотношений: "Я и Ты" (взаимодействие) и "Я-Оно" (объективизация). "Я и Ты" - встреча, взаимодействие и диалог. Во взаимоотношении типа "Я-Оно" "Оно" становиться объектом контроля. "Я" в обоих случаях разное, т.к. в первом имеет место равнозначная встреча, а во втором обособление. См.: Buber, M. I and Thou (New York: Collier, 1987). Русское издание: Бубер, М. Два образа веры (перевод В.Рынкевича, Москва, 1995).
[8]. Когнитивную этологию можно определить как "науку, использующую эволюционно-сравнительный подход к изучению процессов мышления, эмоций и интеллекта животных, и задействующую данные исследований различных научных дисциплин (например, теории эволюции, генетики, нейропсихологии и т.д." См.: Bekoff, M. "Cognitive Ethology and the Explanation of Nonhuman Animal Behavior." In: Meyer, J. A., and Roitblat, H. L. (eds.) Comparative Approaches to Cognitive Science (Cambridge, Mass.: MIT Press, 1995), pp.119-150.
[9]. Buber, M. I and Thou (New York: Collier, 1987), p.124.
[10]. Bakhtin, M. Problems of Dostoevsky's Poetics (Trans. Caryl Emerson, Minneapolis: U of Minnesota P, 1984), p.270.
[11]. Emile Benveniste, "Subjectivity in Language," chap. 21. In: Problems in General Linguistics (trans. Mary Elizabeth Meek, 1966; Coral Gables, Florida: Univ. of Miami Press, 1971), pp.223-230.
[12]. See: Maturana, H.R. "Biology of Language: The Epistemology of Reality." In: Miller, G. & Lenneberg, E. (eds.) Psychology and Biology of Language and Thought (New York: Academic Press, 1978), p. 47; Maturana, H.R. "The organization of the living: a theory of the living organization." In: The International journal of Man-Machine Studies, 1975, 7, pp.313-332.
[13]. Ср., Эммануэль Левинас: "Близость, различие, которое не является безразличием, - все это ответственность". См. Levinas, E. Otherwise than Being or Beyond Essence (translated by Alphonso Lingis, Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 1981), p.139.
[14]. Все живые организмы подразделяются на три большие группы (домены): прокариоты (или доядерные); эукариоты (или ядерные) и археи. К прокариотам относятся организмы, в клетке которых отсутствует ограниченное мембраной ядро. Такими организмами являются бактерии, у которых нет типичных для эукариотических клеток органелл: пластид, митохондрий, аппарата Гольджи, центриолей. Эукариоты (ядерные) - организмы, клетки которых содержат оформленные ядра. К эукариотам относятся все высшие животные и растения, а также одноклеточные и многоклеточные водоросли, грибы и простейшие (исключая вирусы, бактерии и синезеленые водоросли). Еще одна группа живых организмов большая группа носит название архей или архебактерий, - микроорганизмов, имеющие генетические отличия как от эукариот, так и от прокариот. Важнейшей особенностью архей является своеобразие их рибосомальных и транспортных РНК, их рибосомы различаются также и по форме. Некоторые археи осуществляют биохимические процессы, не свойственные никаким другим организмам. Например, только определенные представители архей в процессе своей жизнедеятельности образуют метан.
[15]. Телеономия - принцип организации живых систем, мотивированный органической целесообразностью - либо целью, либо намерением (телео) - свободной от исторически связанных с ней виталистических и теологических ассоциаций. Термин был предложен Колином Питтендраем в развитие концепции внутренней телеологии. Подробнее, см.: Pittendrigh, C. "Adaptation, natural selection, and behavior." In: Roe, A. and Simpson, G. G. Behavior and Evolution (New Haven, Yale University Press, 1958), pp.390-416.
[16]. О получении трансгенных животных см.: Moore, C.J. and Mepham, T.B. (1995). Transgenesis and animal welfare. ATLA 23:380-397 and L.F.M. van Zutphen, M. van der Meer, (Eds.) Welfare Aspects of Transgenic Animals (New York: Springer, 1997).
[17]. Это значит, что данный процесс ничем не отличался от обычного состояния беременности и рождения кролика (как и предполагалось), чему способствовало успешное систематичное применение трансгенной технологии для выведения мышей с 1980 г. и кроликов с 1985 г. См.: Gordon, J.W., Scargos, G.A., Plotkin, D.J., Barbosa, J.A. and Ruddle, F. (1980) "Genetic transformation of mouse embryos by microinjection of purified DNA." Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 77, 7380-7384; Hammer, R. E., Pursel, V. G., Rexroad, C. E., Jr., Wall, R. J., Bolt, D. J., Ebert, K. M., Palmiter, R. D., and Brinster, R. L. "Production of transgenic rabbits, sheep and pigs by microinjection."В: Nature 315, 680-683 (1985). Впервые термин "трансгенный" был использован Дж. Гордоном и Ф. Радлом в их теоретической работе 1981 г. Дополнительную информацию об экспресии GFP у кроликов, см.: Kang, T.Y., Yin, X. J., Rho, G.J., Lee, H., Lee, H J. "Cloning of transgenic rabbit embryos expressing green fluorescent protein (GFP) gene by nuclear transplantation." В: Theriogenology. 53, no. 1, (2000): 222.
[18]. Зигота - клетка, образовавшаяся в результате слияния женской и мужской гамет. Зигота - начальная стадия развития зародыша. Гамета - клетка с гаплоидным набором хромосом. Гамета обеспечивает передачу наследственной информации от родителей потомкам. При слиянии разнополых гамет развивается новая особь/особи с наследственными признаками обоих родителей. В результате слияния разнополых гамет образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Одним из широко используемых методов трансгенеза является прямая микроинъекция ДНК в в зиготу (оплодотворенную клетку). При введении ДНК какого-либо организма в хромосомную ДНК кролика на клеточном уровне, трансгенное животное будет иметь измененную ДНК в каждой клетке. Более подробно, см.: Lacal, J.C., Perona, R., and Feramisco, J. Microinjection (New York: Springer, 1999).
[19]. Лагоморф - млекопитающее-грызун из отряда зайцеобразных (Lagomorpha), к которому также относятся кролики, зайцы и пищухи.
[20]. Krempels, D.M. "What Do Rabbits See?" В: House Rabbit Society: Orange County Chapter Newsletter 5, Summer 1996, p.1.
[21]. Различные подходы к анималистике в рамках западной традиции, а также вклад философии в изучение животных, см.: Fontenay, E. Le silence des betes (Paris: Fayard, 1998).
[22]. Краткое изложение истории развития евгеники см.: Howell, J. D. "The History of Eugenics and the Future of Gene Therapy."В: Journal of Clinical Ethics 2(4): 274-278, Winter 1991. Подробное изложение см.: Kevles, D.J. In the Name of Eugenics: Genetics and the Uses of Human Heredity (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1997).
[23]. См.: Foucault, M. "The Birth of Biopolitics." В: Foucault, M. Ethics, the essential works I (ed. P. Rabinow, Volume One, London: Penguin, 1997), pp.73-79.
[24]. Используя слово "символический" я подразумеваю, что произведение искусства - это не только уникальный предмет или некое практическое достижение положенной цели, но также эффективное средство представления образа мышления. Такое понимание термина отчасти обусловлено обращением Эрвина Пановски к философии символических форм Эрнста Кассирера (3 том, 1923-29). См.: Panofsky, E. Perspective as Symbolic Form (New York: Zone Books, 1991). На стр.40-41 Пановски говорит, что перспектива - это "одна из тех 'символических форм', 'духовное значение' которой связано с конкретным, материальным символом и внутренне им обусловлено".




НА ГЛАВНУЮ    ENGLISH

Как заказать эту книгу

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ:

I. МАСТЕРСКАЯ: наука и технологии

Светлана Боринская. Геномика и биотехнология: наука начала третьего тысячелетия.

Михаил Гельфанд. Вычислительная геномика: от пробирки к компьютеру и обратно.

Ирина Григорян, Всеволод Макеев. Биочипы как пример индустриальной биологии.

Валерий Шумаков, Александр Тоневицкий. Ксенотрансплантация: научные и этические проблемы.

Абрам Йойрыш. Правовые аспекты генной инженерии.

Павел Тищенко. Геномика: новый тип науки в новой культурной ситуации.
II. ФОРУМ: общество и геномная культура

Юджин Такер. Комната ожидания Дарвина.

Critical Art Ensemble. Биотехнология в общественном сознании: время обещаний.

SubRosa. Секс и гендер в век биотехнологий.

Рикардо Домингес. Неизбежность торжества нанотехнологий 3.0: фрагменты постбиотехнологической эры.

Биргит Рихард. Клоны и двойники. Тиражирование и воспроизведение "я" в кинообразах.

Свен Дрюль. Филогенез химер: от античности до наших дней.
III. ТОПОЛОГИЯ: от биополитики до биоэстетики

Борис Гройс. Искусство в эпоху биополитики.

Стивен Уилсон. Искусство и наука как культурные действия.

Мелентий Пандиловски. О феноменологии сознания, технологии и генетической культуре.

Рой Эскотт. Интерактивное искусство: на пороге постбиологической культуры.
IV. КОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: искусственная жизнь

Марк Бедо. Исследование гипертворчества человека с помощью технологии искусственной жизни.

Луи Бек. Искусственная жизнь под напряжением.

Алан Дорин. Виртуальные животные в виртуальных средах.

Криста Зоммерер, Лоран Миньоно. Использование принципов искусственной жизни в интерактивных компьютерных инсталляциях.
V. ТЕАТР НОВОГО ВРЕМЕНИ: ars genetica

Джордж Гессерт. История искусства с привлечением ДНК.

Кетлин Роджерс. Образ материи.

Брендон Балланже. Источники искусственного отбора.

Марта ди Минизиш. Лаборатория как мастерская художника.

Адам Заретски. Зоо-арт ломовой лошади и экзамен по биоэтике.
VI. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗА: ars chimaera

Джо Дэвис. Монстры, карты, сигналы и коды.

Дэвид Кремерс. Парадокс Дельбрюка. Версия 3.

Эдуардо Кац. Зеленый флуоресцирующий кролик.

Дмитрий Булатов. Искусство химер.

Валерий Подорога. Рене Декарт и Ars Chimaera.
VII. МЕТАБОЛА: искусство и культура ткани

Йонат Цурр. Усложненные понятия о жизни: "полуживые" существа.

Орон Каттс. Фрагменты конструирования жизни - влажная палитра тканевой инженерии.
VIII. P.S.

Дмитрий Пригов. Мы о том, чего сказать нельзя.

Галерея влажного искусства

Биографии

Библиография

Веблиография

Глоссарий


© кф гцси. евгений паламарчук | Jaybe.ru