Дмитрий Булатов ::: Биография

ИСКУССТВО ХИМЕР
Структурные аспекты и проблематика

Свое чужое
По опыту различных революционных течений в искусстве двадцатого столетия (от футуризма и дадаизма до многочисленных составных международной арт-сети конца века), уделявших внимание исследованиям "ценностных границ культуры, поощряющей их нарушения", мы знаем, что культура, дабы каждый раз возобновлять себя в новых условиях, постоянно нуждается в производстве помимо своего еще и своего чужого. А вместе с этим и необходимой, достаточно высокой степени напряжения в их отношениях. То и другое (как свое так и свое чужое) культура готова осуществлять едва ли не из любого наличного материала, в качестве которого выступают или могут выступать разнообразные манипуляции с последовательностями означающих. Основным механизмом воспроизводства чужого как необходимого условия чувства своего традиционно остается мифологическое сознание - ведь именно таковым является тип коллективного сознания в обществе. При этом существенным элементом освоения "неизвестного", а может быть, и одним из главных, выступают различные непрямые стратегии производства своего чужого (к числу которых, например, относятся рефлексии, порожденные очередной волной материально-технической деконструкции). При их посредстве мифологическое сознание заботится о поддержании границ как особой зоны между своим и чужим. Важнейшую стратегическую роль в поддержании этих границ, будучи одним из актантов мифологического сознания, с его обостренным, категорическим чувством иного, - играет современное искусство как верный страж культурного космоса и составляющее иммунной системы культурного организма.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.





У культуры появляется насущная необходимость в переживании феномена био- и генных технологий, которые, несомненно, принадлежат к важнейшим вехам текущей эпохи.

Химерная идея
Сенсационное открытие в 1953 году структуры молекулы ДНК физиком Френсисом Криком и биохимиком Джеймсом Д. Уотсоном, ставшее, вероятно, ключевым моментом развития не только генетики, но и целого ряда "сопредельных наук", а также многочисленные разработки различных групп ученых вызвали к жизни целый поток исследований по молекулярным основам наследственности. Открытие двойной спирали ДНК и получение Херши и Чейзом неоспоримых доказательств в пользу того, что ДНК служит генетическим материалом организма, подвели твердую эмпирическую базу под эволюционную теорию Дарвина и теорию наследственности Менделя. Возникла и оформилась молекулярная биология, и уже через полтора десятилетия ученые пришли к возможностям генетической инженерии (генной инженерии), т.е. методам воздействия на клетку с целью получения желательной генетической информации. Таким образом исследователи нашли способ прямого изменения особых свойств и характеристик живых организмов в необходимом направлении, в том числе и проникновения сквозь межвидовые репродуктивные барьеры.


Согласуясь с командами программы, в качестве которой выступает двойная спираль ДНК, клетка выстраивает из аминокислот сложнейшие последовательности белковых молекул, которые играют основную роль в ее жизни.

Распространение любой высокой технологии от стадии ее узкофункционального применения до того момента, когда она перерастает границы своего смыслового поля и наделяется репрезентативными значениями, требует определенных временных затрат. В случае генной инженерии понадобилось по меньшей мере двадцать лет, чтобы, с одной стороны, сфокусировать свой научно-практический инструментарий, а с другой стороны -выступить в качестве объекта эстетизации - одного из непременных условий ее последующей социальной адаптации. К середине 90-х годов в новых социально-экономических условиях глобализации культуры и тотальной информатизации общества генно-инженерные технологии окончательно определились в качестве сервисной функции и, следовательно, стали доступны тем художникам, кто осознавал необходимость эскалации своих полномочий. Так на современной художественной сцене возникло направление, которое сегодня с полным правом можно назвать революционным по уровню поставленных перед ним задач - Ars Chimaera или искусство химер. Ars Chimaera называется область художественной деятельности, связанная с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов, позволяющих получить организмы с наследуемыми заданными эстетическими свойствами. Эта область основана на возможностях использования ряда генетических и биохимических методик в современной художественной практике, среди которых можно назвать неогенез (правка генетического кода с целью задействования в построении организма аминокислот, существующих в природе, но никогда не использовавшихся земными формами жизни), дегенез (выключение - нокаут - генов или генетических структур организма с целью получения новых характеристик организма) и трансгенез (извлечение генов или генетических структур из клеток организма - или искусственный их синтез - и внедрение их в клетки других организмов). Несмотря на то, что первые художественные работы на основе искусственного синтеза ДНК бактерий E.coli имели место еще в 1986 году, [1] первые попытки терминологического определения "трансгенного искусства" были предприняты лишь несколько лет назад. [2] Это и неудивительно, ибо уровень развития прикладной составляющей намного превосходит степень теоретического осмысления - уже на сегодняшний день эти дефиниции требуют дополнительной фокусировки в свете проведенных исследований (например, изысканий по неогенезу). Кроме того, термин "химерное" более приемлем и из-за других значений этого слова [3], расширяющих терминологическое смысловое поле в сторону неоднозначной трактовки описываемых художественных практик. В итоге, данное название как бы вбирает в себя разноплановую энергетику, приобретает глубину интерпретации в противовес плоскому объявлению метода.




В случае генной инженерии понадобилось по меньшей мере двадцать лет, чтобы выступить в качестве объекта эстетизации - одного из непременных условий ее последующей социальной адаптации.

Если еще некоторое время назад химерная арт-практика оставалась уделом маргинальной деятельности эстетствующих ученых и дезертировавших в естественнонаучные пространства художников, то уже сегодня она обретает видимые художественно-контекстуальные очертания. Интернациональный авторский состав, расширяющаяся география дискуссионно-выставочных площадок, растущее количество публикаций и тематических изданий объективно демонстрируют увеличение интереса не только к медийному феномену, но и к предлагаемому диапазону социально-художественных средств репрезентации. Вместе с этим нельзя не заметить, что химерный тренд как направление остается практически никак не оформленным - ни организационно, ни терминологически, ни концептуально, ни коммуникативно - нет никаких специализированных периодических изданий, электронных рассылок, регулярно проводимых конференций и т.д. Остается надеяться, что этап институционального оформления и исследования направления не замедлит себя ждать сразу после завершения начальной "описательной" стадии. При этом стадия описания должна быть завершена равно как на уровне "повествования" об Ars Chimaera, так и на уровне того повествования, которое ведет сам тренд - того, через что, собственно, он обеспечивает свое присутствие на территории искусства.




Популярная механика
Для того чтобы получить некоторое представление о механике химеринга, кратко напомним основной принцип кодирования генетической информации в молекуле ДНК. Живую клетку можно упрощенно определить как станок с программным управлением по производству белка. Согласуясь с командами программы, в качестве которой выступает двойная спираль ДНК, клетка выстраивает из аминокислот сложнейшие последовательности белковых молекул, которые играют основную роль в ее жизни - формируют скелет клетки, катализируют химические реакции, выполняют регуляторные и транспортные функции и т.д. В построении белка принимают участие 20 различных аминокислот (на самом деле их больше, но другие аминокислоты появляются в результате дополнительной химической модификации), каждая из которых закодирована в ДНК триплетом из четырех разновидностей нуклеотидов (А, Г, Ц, Т). Участок ДНК, кодирующий один белок, называется геном; и именно гены обуславливают специфические характеристики, присущие тому или другому организму. Их пересадка (правка или выключение) изменяет программу этого организма, и его клетки начинают производить (или наоборот - перестают продуцировать) вещества, в результате чего внутри этого организма создаются новые характеристики. Для проведения подобных работ генная инженерия располагает набором различных технологий по разрезанию ДНК (произвольно или в определенных местах гена), сегментированию ДНК (для изучения или размножения), а также склеиванию с ДНК иных клеток и организмов. С помощью этих технологий и обеспечивается преодоление межвидовых границ и смешение информации между абсолютно не связанными между собой видами, например, при перемещении в животное генов человека или в растение - генов животного и т.д.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Тем самым в потенциале химерное искусство представляет собой гораздо большее, нежели просто производство химерных объектов в контексте современного искусства - оно осуществляет культурный прорыв за рамки установленных искусством предписаний, тем самым изменяя их и выдвигая свои собственные правила.




На наших глазах происходит кардинальное изменение в репрезентативных положениях искусства XX века - реальность представления (мир произведения) замещается представлением реальности (произведением мира).

Созерцание коммуникаций
Как в любой работе, так или иначе связанной с технологиями, перед художником ставится задача прежде всего постараться разглядеть существо конкретного медиума вместо того, чтобы просто оцепенело "глазеть" на технологию в действии. До тех пор, пока автор будет представлять себе технологию как инструмент и орудие, он обречен застревать на желании овладеть ею. По отношению к биотехнологиям - теме, которая в одночасье стала модной и притягательной, - большинство произведений мэйнстрима демонстрирует именно это желание, болтаясь на поверхности поп-культуры и "зависая" на обыгрывании темы традиционными медийными средствами - фото, видео, компьютерной анимацией и т.д. В результате художественные издания и выставки подвергаются экспансии "геномного китча", где идея химерного отрабатывается на уровне бренда, некой эффектной картинки, ничуть не затрагивая существо этой технологии, не задействуя ее поэтику. В Ars Chimaera, напротив, акцент ставится не на производство имиджей, а на выработку иной стратегической позиции художника: с одной стороны, окончательно деперсонализирующей авторское присутствие и вводящей фигуру коллективного "гида-технолога", а с другой - заменяющей производство традиционного эстетического объекта сферой этико-эстетического действия. В основе этой позиции лежит возможность артистического исследования окружающего как поддающейся расчету системы сил. К слову, было бы ошибкой полагать любое из sci-направлений современного искусства экспериментальным предметом только потому, что в нем задействуются некие приборы и технологии для установления художественных фактов об окружающем. Тут иная исходная. Поскольку экспериментальные искусства заставляют окружающее представлять себя как расчетно-предсказуемую систему сил, именно поэтому ставится эксперимент - для установления того, проявляется ли и если проявляется, то как дает о себе знать представленное таким образом окружающее.






Перед нами в качестве коммуникационного инструмента возникает язык, главным содержанием которого является чистая длительность. Иначе говоря, за языком признается право на реальное биологическое бытие.

На данной стадии развития науки и технологий для генной инженерии не составляет особого труда создать тот или иной химерный организм. Однако художников, работающих в этой области, коренным образом интересует другое - речь идет об этапе, когда биотехнологиям придаются "общественно-сервисные" свойства. Это момент, когда художник берет данные технологии себе на вооружение для создания художественных произведений. Эти произведения уже не рассматриваются в координатах "прогрессивистского" пафоса развития науки - открытия, изобретения и патенты здесь не при чем. Работа художника, конечно, продолжает "тянуть" за собой научный "контур", но направлена она принципиально на другие области - допустим, социальную или философскую, может быть организована на взаимодействие с мифологическим полем или с каким-либо художественным контекстом. При этом произведения такого рода используют био- и генные технологии в качестве медиума, то есть той порождающей произведение среды, без которой работа просто не может состояться. Это означает, что все внимание художника Ars Chimaera сосредотачивается уже непосредственно не на изготовлении химерного продукта, и не на получении результата (в чем, в первую очередь, заинтересован ученый), а на самих средствах получения результата (тех самых медиях) и на собственном мышлении об этом. Как только это происходит, художник перестает заниматься получением традиционного художественного продукта, а также перестает мыслить так, как он мыслил раньше, ибо теперь он мыслит уже о своем собственном мышлении. Это уже сфера в большей степени сервиса и коммуникации, нежели исследования и производства. Таким образом, достаточно четко виден переход, по определению Питера Вайбеля, от "миросозерцания" к "медиасозерцанию" или, другими словами, к созерцанию "коммуникаций". [4] Именно такую форму медиасозерцания по отношению к био- и генно-инженерным технологиям, которая может быть рассмотрена с точки зрения предоставления новых коммуникационных невозможностей и инициирования очередных запретов, предлагается называть "химерным искусством".

Лингвистический аспект и временная составляющая
Экспансия высоких технологий, продолжающаяся на протяжении последних десятилетий, повлекла за собой комплексное, повышенное "полевое" воздействие на все составляющие современного культурного процесса. Одним из следствий подобного влияния в гуманитарных областях явился тотальный отход культурного субъекта от озабоченности "большим лингводискурсом" и интерпретационными практиками к прямой операционной деятельности, где технология оказывается напрямую связанной с целевым состоянием организма, всем комплексом его закономерностей и разнообразием индивидуальных проявлений. Такой значительный сдвиг на морфологическом уровне заставляет сегодняшнего исследователя прогнозировать существенное преобразование имеющейся лингвистической картины. Если рассматривать в качестве примера нынешнее состояние искусства и культуры как силовое поле информационных потоков, оперирующих, в свою очередь, потоками внимания, то вполне оправданным становится возникновение множества декатегаризованных информационных пространств. Отличительные категории (по образу:

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

В этом отношении Ars Chimaera, в ряду других "влажно-технологических" направлений, предлагает настоящий медийный эксклюзив - возможность художественного исследования глубинно-временныых структур: генотипа (наследственной программы развития) и фенотипа (совокупности признаков и свойств организма, проявляющейся при взаимодействии генотипа с окружающей средой). Подобные масштабы оперирования длительностью произведения поднимают вопрос об иных фиксационных и сохранительных функциях химерного искусства.






В перспективе всякая система, обладающая набором эстетических свойств, может быть создана и трансформирована совершенным образом на основе комплексного использования био- и молекулярно-технологических стратегий.

Традиционное искусство ХХ века, опирающееся на возможности укоренившихся методов визуализации информации, было способно удержаться в кратком времени восприятия художественной работы. Сам механизм фиксации произведения был настроен на краткость восприятия, на мельчайшие промежутки времени, в идеале - на мгновение, которое увековечивало произведение искусства. Однако художники отдавали себе отчет, что сохранительные функции таких средств неизбежно приводят к искажениям и деформациям, что и побуждало их обращать внимание на темпоральные аспекты техник фиксации и закрепления произведения (видео в прошлом столетии и процессуальный компьютеринг на сегодняшний день - последовательные шаги в этом направлении). Генное и химерное направления, со своей стороны, используют собственный и органичный для данной медийной среды инструментарий увековечивания - через биологическую функцию фиксации в сторону резкого увеличения времени восприятия. При этом особенностью химерных технологий является то, что при использовании искусственных и естественных искажений на уровне поэтики тренда, их внутренняя сохранительная функция пребывает неизменной, предполагая существование бесконечных и в то же время изменяющихся (транзитных) произведений. Художник Ars Chimaera осознанно принимает эту транзитность, ибо мир для него не есть условие возможности произведения, напротив - его художественный акт развертывает границы представления и он не может быть отбракован или запрещен как неадекватный миру.


Стратегия "категорической неудачи": "влажный" биообъект и соответствующая ему технология должны сначала потерпеть неудачу, чтобы затем быть эстетизированными.

Новая функциональность
Осознание проявлений биологического контура языка в последние годы приводит к отказу от представлений о нем как о денотативной символической системе, предназначенной для передачи информации. Внимание современных исследователей сосредотачивается на определении его фундаментальной биологической функции. Согласно Умберто Матурана, она состоит в том, "чтобы ориентировать ориентируемого в его собственной когнитивной области, а не в том, чтобы указывать ему на независимые от него сущности". [5] Другими словами, функциональная роль языка сводится к созданию ко-оперативной области взаимодействий между персонажами путем выработки некой общей системы отчета. Поскольку любая система отчета определяется специфицированными ею классами выборов, становится очевидным, что языковое поведение может рассматриваться только как рациональное, то есть оно детерминируется отношениями необходимости, существующими внутри данной системы отсчета. Таким образом, акцентирование биологической составляющей языка выводит на передний план ключевое понятие "успешности" взаимодействий, прямо или косвенно служащей поддержанию живой организации. "Успешные" взаимодействия с этой точки зрения представляют собой единственное предельное основание для оценки человеком правильности своего поведения в области описаний, в которых он живет, а значит, и предельного основания истины. При этом этические построения существуют лишь как сопроводительный и по необходимости относительный комментарий. Такова или примерно такова риторика новой биологической функциональности.
Выявление кардинальных изменений на уровне лингвистической картины заставляет представителей гуманитарного знания вырабатывать новые формы критического комментария по отношению к происходящим процессам. Имея в виду сферу био- и генной инженерии, необходимо заметить, что художники, работающие в этой области, отнюдь не являются нападающей, но - лишь защищающейся стороной. В первую очередь, они ставят перед собой цели компенсировать разрушительное воздействие, произведенное вторжением новых технологий, нейтрализовать его, а вовсе не разрушать самим. Переходя на уровень практики экстенсивного расширения искусства, художники Ars Chimaera распространяют свою деятельность на такие области, которыми до сих пор занимались лишь социальные и естественные науки. Наряду с образованием новых, доселе невозможных междисциплинарных союзов, они также задействуют в своих стратегиях и различные категории знания, многократно усиливая их формальную составляющую. Так, на основе позитивизма, который по определению предлагает себя в качестве необходимой производительной силы системы, формируются стратегии химерного дизайна как способности к эстетическому оформлению живых организмов посредством манипулирования рекомбинантной ДНК. С другой стороны - на основе знания критического, рефлексивного, которое задается прямо или косвенно вопросом о ценности или целях подобных практик и противостоит всякому гиперпроизводству, отрабатываются стратегии "категорической неудачи".




Акцентирование биологической составляющей языка выводит на передний план ключевое понятие "успешности" взаимодействий, прямо или косвенно служащей поддержанию живой организации.

Предупреждающий инженеринг
Перспектива создания биологического организма как искусственного объекта, не имеющего прямых аналогов ни в природе, ни в традиции и отсылающего своей формой лишь к внутреннему принципу своего функционирования, оказала серьезное воздействие на тех художников, которые осознавали необходимость расширения своего творческого потенциала. Эти условия побудили их к попыткам получения произведений искусства как своего рода "эстетических организмов", существующих не в качестве знака чего-либо иного, какого-либо внешнего им "контента", а лишь как обнаружения собственных конструкций. Данную стратегию, полагающую уравнивание произведения искусства и химерного биологического объекта на основе критерия "новизны" и "оригинальности", вполне можно соотнести с традиционными модернистскими практиками начала ХХ века. Подобное соотнесение инициирует и рассмотрение ряда сакраментальных для модернизма проблем - разумеется, с поправкой на современность - в частности, проблему соотношения между "авангардным" художественным биообъектом и утилитарностью биологической химеры. Естественно, что химерный организм, полученный в лабораторных (или далее - в производственных) условиях, не является чистой манифестацией своей конструкции - данная конструкция диктуется ей извне ее научной (медицинской и т.д.) целесообразностью и теми технологическими средствами, которые направлены на реализацию этой функции. В этом смысле теория и практика Ars Chimaera встречает определенные сложности на пути своего развития. С одной стороны, сама среда порождения произведения химерного искусства неразделимо связана с технологической составляющей, позволяющей осуществляться этому произведению. С другой - абсолютное уравнивание произведения Ars Chimaera с химерным организмом, полученным в результате научно-производственной деятельности либо эксперимента (в любом случае, из соображений утилитарности), приводит Ars Chimaera к тотальной зависимости от науки с ее исторически относительным знанием.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Таким образом, проект "Pig Wings" Цурр и Каттса отсылает нас к длинному перечню исторически зафиксированных художественных "неудач", среди которых занимают свое место летательная машина Леонардо, конструкции Татлина, Тингели и т.д. Это впечатление многократно усиливается также на внешнем, визуальном уровне, ибо по своей форме свиные крылья больше напоминают останки архаического птерозавра, - о котором, кстати, упоминают авторы в сопроводительном тексте, [7] - по частям растащенные современными исследователями и навсегда помещенные в кунсткамеру современной цивилизации.






Фрагмент каталога GFP-подобных белков, полученных из всевозможных небиолюминесцентных видов организмов - мягких и мадрепоровых кораллов, гребневиков, актиний и т.д.

Описанный вид художественной инженерии носит ярко выраженный предупредительный характер, ибо, фиксируя ситуацию поражения современной науки и техники, он тем самым приобретает гуманистическое измерение, способствуя вызреванию в нас представлений о том, что мир когда-то был иным и в принципе мог бы стать совершенно другим.

Химерный дизайн
Стратегии "категорической неудачи", базирующиеся на рефлективном, оценочном знании, относятся к разряду художественных изысканий, которые требуют от зрителя определенных знаний и способности к концентрации на представленных произведениях искусства. Предупреждающий инженеринг такого рода носит четко выраженный элитарный характер, апеллируя к персонализированному сознанию и взаимодействуя в области социального с теми силами, которые свойственны отдельному человеку. В противоположность описанным выше стратегиям, ориентированным на концептуальность и сфокусированность, стратегии химерного дизайна основываются на чувственных переживаниях массовой аудитории, балансирующей на грани коллективного удовольствия и прямого общественного раздражения. Благодаря своим технологическим особенностям химерный дизайн способствует формированию потребностей, опирающихся именно на эти ощущения. Так, потребность в шоковом воздействии является необходимой адаптационной реакцией на возросший уровень угроз, с которыми приходится сталкиваться живущим в наши дни людям. С другой стороны, потребность в удовольствии от заигрывания с химерной темой, развлекательная стихия которой носит все более радикальный характер, отвечает за предельно острые переживания нахождения Иного в привычном кругу обыденных вещей. Осознание биологического дления химерного объекта и его абсолютная принадлежность биологическим законам существования, напрямую корреспондирующая с глубочайшей оперативной технологичностью (по сути - сделанностью) его генетической структуры, - вот основа для бесконечного социального раздражения и удовольствия в отношении произведений химерного дизайна.

Данная электронная версия книги "Биомедиале. Современное общество и геномная культура" не полна. Текст без пропусков может быть приобретен в печатной форме в виде антологии. Запрос направлять по адресу: 236000, Россия, г. Калининград, ул. К.Маркса, 18, по телефонам: Калининград (0112)216251, Санкт-Петербург (812)3885881, Москва (095)2867666. Электронный магазин: http://www.yantskaz.ru, Книга-почтой: тел.(0112)216251, все справки по электронному адресу: bulatov@ncca.koenig.ru. Полная ссылка на данную книгу: "Биомедиале. Современное общество и геномная культура". Составление и общая редакция Дмитрия Булатова. Калининград: КФ ГЦСИ, ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004.

Одновременно с этими задачами социального "сдерживания-через-усиление" решаются и не менее важные для самого искусства задачи смены материального носителя художественной информации и его физической технологии (ср. с "неважно, что это такое, важно, на чем это записано" Гройса). Через представление средств, которыми обеспечивается восприятие произведений геномной реальности, а по сути - через представление невозможности более использовать традиционные способы и средства увековечивания, осуществляется перемещение базирующихся на них форм искусства в медийный архив, освобождая место для представления очередного набора невозможностей, которые могут быть достигнуты лишь при изменении технологического стандарта. Таким образом потенциальная смена материально-технологических средств и сред возвращает нас к вопросу о перераспределении смерти в художественном произведении уже на принципиально ином уровне, ритуально воспроизводя основополагающие идеи об отношении самого искусства к вопросам собственной смерти.


GFP-палитра художника от Ars Chimaera: филогенетическое дерево семейства GFP-подобных белков Anthozoa. "Ствол" дерева (плотная серая линия) отражает все разнообразие GFP-подобных белков перед их взаимообособлением на подклассы Alcyonaria и Zoantharia. Серыми плашками (А, B, C и D) обозначены обнаруженные новые четыре подгруппы GFP-подобных белков.

Мифологическая составляющая
Взаимоотношения европейского сознания с генно-инженерными технологиями проходят сейчас лишь самую первую свою стадию, что и приводит к мифологизму. Связана эта стадия и характер ее проживания, как уже упоминалось, с тем, что эти технологии как разновидность техники еще чувствуются в теле культуры чем-то чужим, не вполне освоенным, не вполне разумеющимся самим собой; они еще - культурный шок, и связанные с ними эйфории ничего в этом отношении не меняют. Поэтому вслед за появлением первых произведений химерного искусства, все равно остающихся для общества техническими объектами, возникает необходимость осмысления генно-инженерных новаций как мифообразующего поля для того, чтобы через рассмотрение его составляющих обратиться к Ars Chimaera как эстетической практике, уже не отягощенной социально-критической или аффирмативной позицией.




Поиск генов, кодирующих белки, которые определяют зеленую, желтую и красную флуоресценцию кораллов привел к описанию нескольких новых флуоресцентных белков с различными спектральными характеристиками.

На работу с мифообразующим контуром генно-инженерных технологий направлен первый российский химерный проект, реализуемый автором этой статьи на базе Калининградского филиала Государственного центра современного искусства и в сотрудничестве с Институтом вирусологии им. Д. И. Ивановского РАН (Москва). В рамках этого многоаспектного проекта, продолжающегося более года, ведется создание химерного растения, в геном которого "врезан" ген системы генерации света одного из организмов, обладающего феноменом биолюминесценции. Трансгенные работы производятся на основе кактуса Lophophora williamsii Coult, относимого к разряду сильнодействующих галлюциногенов и до сих пор служащего в качестве тотемической еды у индейцев Северной Америки. В качестве встраиваемого в кактус генетического материала, отвечающего за свойства свечения, используются GFP-подобные белки тихоокеанской актинии Anemonia Sulcata. Итогом этой части проекта можно было бы считать получение тиража художественного произведения "Сознание настороже" - трансгенного растения GM-L01 (15-20 пронумерованных и подписанных саженцев), доселе несуществующего в природе и обладающего способностью флуоресцировать в различных частях видимого спектра (о полихромном химеринге см. ниже). Таким образом через придание галлюцинаторных свойств тотемному объекту ("галлюцинирующий галлюциноген" - агент геномной и вегетативной реальности) обозначается фантомность мифологического сознания как гештальта времени, не терпящего внутри себя никаких пределов и разрывов, как некоего сверхсознания, где наряду с цикличностью времени отсутствует рефлектирующий субъект, - одним словом, фантомность всех составляющих большого дискурса био- и генно-инженерных технологий, порожденного массовым сознанием.


Компьютерная реконструкция молекулы флуоресцирующего белка GFP. Факультет фармакологии Университета Калифорнии в Сан-Диего (США).

Работа с мифообразующим контуром генных технологий также предполагает и необходимость исследования материальных средств и сред (т.н. медийного контура), позволяющих Ars Chimaera обеспечивать свое присутствие на данной технологической территории. С идеей химерного дизайна связана вторая часть упомянутого проекта, основная цель которой заключается в оформлении прикладного каталога GFP-подобных белков, полученных из всевозможных небиолюминесцентных видов организмов - мягких и мадрепоровых кораллов, гребневиков, актиний и т.д. Кроме стандартного GFP A.Victoria, клонированного в 1992 году и на протяжении многих лет использующегося в качестве генетического маркера [9], к настоящему времени в России уже идентифицированы и клонированы в бактериях 26 разных GFP-подобных белков, флуоресцирующих во всевозможных частях видимого спектра, от сине-зеленой до рубиново-красной или же вообще не флуоресцирующих, а окрашенных во всевозможные цвета. [10] Тем самым появилась возможность одновременной генетической маркировки художественного объекта двумя, тремя или даже четырьмя различными цветами. Визуальный потенциал подобного полихромного химеринга иллюстрирует приведенная здесь фотография головастика Xenopus laevis, у которого в результате микроинъекции удалось получить флуоресценцию левой и правой половин тела, соответственно, зеленого и красного цвета. Параллельно с этими исследованиями группой ученых под руководством д.б.н. К. Лукьянова был открыт и описан эффект т.н. "GFP-таймера" - постепенного разгорания красной флуоресценции некоторых GFP-подобных белков при облучении колонии трансгенов бактерии E.coli зеленым светом [11]. Таким образом, на сегодняшний день становится принципиально возможным разговор не только о статических, но и кинетических формах химерного дизайна (в данном случае базирующегося на использовании GFP-каталога) как своеобразной палитре современного художника. А это, в свою очередь, означает, что со временем само направление Ars Chimaera станет более комплексной и вариабельной медиа-дисциплиной, на основе которой будут развиваться арт-технологии завтрашнего дня.


Применение новых белков для прижизненного полихромного окрашивания культур и организмов в биотехноисследованиях и художественной работе.

Заключение
Путь от первых экспериментов до широкого практического применения био- и генно-инженерных технологий довольно долгий. Современное общество имеет достаточно времени, чтобы сосредоточиться на обсуждении кодекса по использованию новых возможностей и научиться решать связанные с ними проблемы. Переходя от безоговорочного общественного контроля к открытой дискуссии, от эстетизации своих переживаний к воплощению их на практике, обществу необходимо учиться относиться к своим страхам и преувеличениям по поводу новых технологий как к нормальным путям их адаптации. Следующей стадией этих отношений может стать то, что эти технологии "просто" перестанут замечаться, как это уже давно случилось со многими другими техниками и технологиями: телевизионными и космическими, компьютерными и т.д. Все названное постепенно стало частью большого тела человека, продолжением его рук, ног, души - оно перестало быть Чужим. С био- и генными технологиями, скорее всего, произойдет нечто сопоставимое - и вероятно, даже очень быстро.

Примечания:
[1]. Davis, J. "Microvenus," in: Levy, E. K., Sichel, B. M. (eds.) Art Journal (1996) 55:1 pp. 70-74.
[2]. Kac, E. "Transgenic Art," in: Stocker, G., and Schopf, C. (eds.) Ars Electronica '99 - Life Science (Vienna, New York: Springer, 1999), pp.289-296. Впервые опубликовано в: Leonardo Electronic Almanac (1998) Vol. 6, N. 11.
[3]. Химеры - а) биол. - организмы, состоящие из генетически неоднородных тканей; б) в древнегреческой мифологии - чудовища с огнедышащей львиной пастью, хвостом дракона и туловищем козы; в средневековом искусстве - скульптурные изображения фантастических чудовищ; в) неосуществимая мечты, причудливые фантазии; г) обобщ. - монстры и мутанты всех возможных и невозможных видов.
[4]. Вайбель, П. "Знание и видение. Новые интерфейсные технологии восприятия", в кат.: Media Art Fest (Институт Гете, С.-Петербург: Новый мир искусства, 2000).
[5]. Матурана, У. "Биология познания", в кн.: Язык и интеллект. (Москва: Издательская группа "Прогресс", 1996).
[6]. См. статьи группы "SimbioticA" в настоящем издании.
[7]. The Tissue Culture & Art Project <http://www.tca.uwa.edu.au>
[8]. См. статью Эдуардо Каца в настоящем издании.
[9]. Подробнее, см.: Chalfie, M., Tu, Y., Euskirchen, G., Ward, W., Prasher, D. "Green Fluorescent Protein as a Marker for Gene Expression." In: Science (1994) 263, 802-805. Детальный обзор применения GFP, см.: Chalfie, M., Kain, S. Green fluorescent protein: properties, applications, and protocols (New York: Wiley-Liss, 1998).
[10]. На протяжении многих лет фундаментальными исследованиями в данной области занимается к.б.н. Ю.А. Лабас. Первая статья о гомологах GFP у небиолюминесцентных кораллов была опубликована в Nat. biotechnol. в 1999 г. Подробнее, см.: Matz, M.V., Fradkov, A.F., Labas, Y.A., Savitsky, A.P., Zaraisky, A.Z., Markelov, M.L., Lukyanov, S.A. "Fluorescent proteins from nonbioluminesent Anthozoa species," in: Nature Biotechnol. (1999) V.17, N10. pp.969-973.
[11]. Подробнее, см.: Lukyanov, K.A., Fradkov, A.F., Gurskaja, N.G., Matz, M.V., Labas, Y.A., Savitsky, A.P., Zhao, X., Fang, Y., Tan, W., Lukyanov, S.A. "Natural animal Coloration can by determined by a non-fluorescent GFP Homolog," in: S.H.D., Kricka, L. J., Stanley, P.E. (eds.) Proc. of the 11 International Symposium on Bioluminescence and Chemoluminescence. (Singapore: World scientific, 2000), pp.107-110; Matz, M.V., Fradkov, A., Labas, Y., Lukyanov, K., Lukyanov S. "Diversity and evolution of GFP-like fluorescent proteins," Talk, p.63 in: Abstr. 11th International Symposium on Bioluminescence and Chemoluminescence. (Monterej, California: Assilomar, 2000).




НА ГЛАВНУЮ    ENGLISH

Как заказать эту книгу

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

СОДЕРЖАНИЕ:

I. МАСТЕРСКАЯ: наука и технологии

Светлана Боринская. Геномика и биотехнология: наука начала третьего тысячелетия.

Михаил Гельфанд. Вычислительная геномика: от пробирки к компьютеру и обратно.

Ирина Григорян, Всеволод Макеев. Биочипы как пример индустриальной биологии.

Валерий Шумаков, Александр Тоневицкий. Ксенотрансплантация: научные и этические проблемы.

Абрам Йойрыш. Правовые аспекты генной инженерии.

Павел Тищенко. Геномика: новый тип науки в новой культурной ситуации.
II. ФОРУМ: общество и геномная культура

Юджин Такер. Комната ожидания Дарвина.

Critical Art Ensemble. Биотехнология в общественном сознании: время обещаний.

SubRosa. Секс и гендер в век биотехнологий.

Рикардо Домингес. Неизбежность торжества нанотехнологий 3.0: фрагменты постбиотехнологической эры.

Биргит Рихард. Клоны и двойники. Тиражирование и воспроизведение "я" в кинообразах.

Свен Дрюль. Филогенез химер: от античности до наших дней.
III. ТОПОЛОГИЯ: от биополитики до биоэстетики

Борис Гройс. Искусство в эпоху биополитики.

Стивен Уилсон. Искусство и наука как культурные действия.

Мелентий Пандиловски. О феноменологии сознания, технологии и генетической культуре.

Рой Эскотт. Интерактивное искусство: на пороге постбиологической культуры.
IV. КОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: искусственная жизнь

Марк Бедо. Исследование гипертворчества человека с помощью технологии искусственной жизни.

Луи Бек. Искусственная жизнь под напряжением.

Алан Дорин. Виртуальные животные в виртуальных средах.

Криста Зоммерер, Лоран Миньоно. Использование принципов искусственной жизни в интерактивных компьютерных инсталляциях.
V. ТЕАТР НОВОГО ВРЕМЕНИ: ars genetica

Джордж Гессерт. История искусства с привлечением ДНК.

Кетлин Роджерс. Образ материи.

Брендон Балланже. Источники искусственного отбора.

Марта ди Минизиш. Лаборатория как мастерская художника.

Адам Заретски. Зоо-арт ломовой лошади и экзамен по биоэтике.
VI. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗА: ars chimaera

Джо Дэвис. Монстры, карты, сигналы и коды.

Дэвид Кремерс. Парадокс Дельбрюка. Версия 3.

Эдуардо Кац. Зеленый флуоресцирующий кролик.

Дмитрий Булатов. Искусство химер.

Валерий Подорога. Рене Декарт и Ars Chimaera.
VII. МЕТАБОЛА: искусство и культура ткани

Йонат Цурр. Усложненные понятия о жизни: "полуживые" существа.

Орон Каттс. Фрагменты конструирования жизни - влажная палитра тканевой инженерии.
VIII. P.S.

Дмитрий Пригов. Мы о том, чего сказать нельзя.

Галерея влажного искусства

Биографии

Библиография

Веблиография

Глоссарий


© кф гцси. евгений паламарчук | Jaybe.ru